Рабочая программа _Трудные вопросы обществознания_ 9 класс (2)

Согласовано:
Зам. директора школы по УВР
МАОУ СОШ №170 с
углубленным изучением
отдельных предметов
______________________
«__» ___________2022 г.

Утверждено:
Директор
МАОУ СОШ №170 с
углубленным изучением
отдельных предметов
________/Антропова Н.В./
Приказ №_______
от«__» ___________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Актуальные вопросы обществознания»
для 9 класса
Направление: Общекультурное
Срок реализации: 1 год
Учитель: Алфёрова Надежда Александровна
Первая квалификационная категория
Общее количество часов: 35 ч

г.Екатеринбург
2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка
Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников. Перед
учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы
достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по
обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме.
Данная программа разработана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся
в 9 классах. Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к
экзамену по обществознанию.
Программа также может быть использована для расширения и углубления программ
предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных
образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен
таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным
разделам школьного курса основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и
представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних
школьников.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что в
программах по обществознанию, соответствующих ФГОС ООО не предусмотрены
часы на конкретную подготовку к ОГЭ. В этой ситуации внеурочная деятельность
позволит обеспечить реализацию программы, подготовит детей к итоговой аттестации.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для повышения уровня предметной и
психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с
особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения
аттестационных документов и бланков ответов).
Связь с уже существующими программами.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе рабочих
программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под
редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение,
2015» Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Программно-методическое обеспечение.
Литература для учителя и учащихся
1. Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание. 9
класс. М. Просвещение, 2015
2. Конституция Российской Федерации.- М., 2018 г.
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

Вид программы – авторская.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его
коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
- подготовка к итоговой аттестации;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие
артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- формирование региональной и гражданской идентичности.
Задачи:
Познавательный аспект:
1. осуществить
информационное,
методическое,
психолого-педагогическое
обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
2. выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных
стандартов;
3. обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников
образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
4. закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным
курсам географии основной школы;
5. формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов
для различных вариативных ситуаций;
6. развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе
поиска решений;
7. формировать
индивидуальные образовательные потребности в выборе
дальнейшего профиля обучения
Развивающий аспект:
1. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
2. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
4. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Воспитательный аспект:
1. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
2. Использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике;
3. Давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
4. Давать определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.

Срок реализации программы –1 год (35 часов,1 час в неделю).
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Занятия проводятся в группах, допускается переход обучающихся из одной группы в
другую;
- Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год,
количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность
занятий 40 мин.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий,
конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые
формируют у школьника разные способности
Знакомство с теоретическим материалом, анализ письменных источников по теме
позволяют формировать основы для научного исследования, активизировать
познавательную деятельность обучающихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по обществознанию основана на
трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от
соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя,
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
Метапредметные: умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку
своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметные: - относительно целостное представление о содержании понятий страна,
государство, Родина;
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли
человека в нем;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного
поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры
России;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- основные положения Конституции;
- полномочия органов власти;
- право, его роль в жизни общества;
- норма права;
- понятие прав, свобод и обязанностей;
- понятие и виды юридической ответственности.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая
в конце реализации программы в виде тренировочно-диагностического тестирования.
Основные содержательные линии курса.
Изучение курса играет важную роль с точки зрения личностного развития
учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут повторить
теоретические вопросы основных тем курса обществознания, прорешать тренировочные
задания по темам. Структура курса соответствует современному кодификатору элементов
содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные
материалы
ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и
общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера
политики и социального управления», «Право». . Реализация основных содержательных
линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в
человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее
основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение
.Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ.
Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия,
религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и
экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между
поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные
ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный
конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.
Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное
самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и
движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой
акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России.
Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие
прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права
потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право
на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и
институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тематический план
№
п\
п
1.
2.
3.
4.

Тема
Ознакомление учащихся с Положением о
кодификатором.
Общество и человек.
Природа и общество. Сферы общественной жизни

ОГЭ,

демоверсией,

1
3ч
1
1

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения.
Особенности подросткового возраста
1
Тестовый практикум по теме

5.

Духовная культура.
Наука. Образование

6.

Религия.
Свобода
совести.
гражданственность.
Тестовый практикум по теме

7.

Количест
во
Часов

3ч
1

Мораль.

Гуманизм.

Патриотизм, 1
1

9.

Экономика.
Экономические системы. Товар. Производство
Рынок. Рыночные отношения.

4ч
1
1

10.

Экономическая политика государства

1

11.

Тестовый практикум по теме

1

12.

Социальная структура общества.
Социальные группы. Социальные ценности и конфликты.

13.

Нации и межнациональные отношения

3ч
1
1

14.

Тестовый практикум по теме

1

15.
16.

Политика
Власть. Государство
Политические режимы

4ч
1
1

17.

Гражданское общество и правовое государство.

1

18.

Тестовый практикум по теме

1

19.
20.

Право.
Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.
Конституция РФ. Основы конституционного строя.

8ч
1
1

21.

Права, свободы и обязанности граждан

1

8.

1

23.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

24.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

1

25.

1

28

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство
несовершеннолетних
Административные правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Практикум
Практикум по решению заданий с диаграммами.
Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

29

Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений

1

30

Общий практикум по выполнению заданий части 2

1

3132
3334
35

Обучающий практикум по выполнению заданий части 2

2

Итоговые уроки
Итоговая предэкзаменационная работа
Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок

2

22.

26.

27

1

1

4ч
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».