МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 170 с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей
русского языка и
литературы
_________________
Руководитель:
Третьякова А.Н.
протокол №1 от
«29» 08 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ
Педагогическим
№170 с УИОП
советом
________________________
________________________ Антропова Н.В.
Приказ №268/1- 0 от «29»
секретарь Хадеева О.Л.
08 2024 г.
Приказ №268/1- 0 от
«29» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 984834)
Факультативного курса «Тайны русского языка»
для обучающихся 5-9 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовленная на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, предполагает углубление уровня усвоения русского языка в
средней школе через реализацию целей и содержания базового уровня.
В связи с этим предусматривается углубление знаний о лингвистике как
науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; основных
формах существования русского национального языка; функциональностилистической системе русского языка.
Изучение русского языка на углубленном уровне обеспечивает овладение
умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к
языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать
варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой
нормы; объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры
русского и других народов.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Цели изучения
факультативного:
предмета
«Русский
язык»
через
программу
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов
России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и
русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых
закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского
языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего
смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в
предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным
для изучения. Программа факультатива по русскому языку предполагает
углубление изучение предмета «Русский язык». Общее число часов,
отведенных на изучение данного внеурочного курса, составляет 153 часа: в 5
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 17
часов (0,5 часа в неделю). Для того, чтобы заинтересовать обучающихся
курсом углубления изучения русского языка для каждого класса были
выбраны разные области углубления.
5 класс – «Кладовая слов». Акцент делается на углублении материала по
лексикологии и орфографии.
6 класс – «Секреты словообразования». Ведется расширение тем по
словообразованию, происхождению слов, зависимости орфографии от
словообразования.
7 класс – «Трудные случаи орфографии». Углубление тем по
орфографии.
8 класс – «Сложности пунктуации простого предложения».
Взаимодействие синтаксиса и пунктуации как разделов русского языка на
примере простого предложения.
9 класс - «Трудности пунктуации сложного предложения». Расширение
материала по нормам пунктуации сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 класса («Кладовая слов»)
Язык и речь
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с
изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и
темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский
опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы
разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения
слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении
словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класса («Секреты словообразования»)
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно
русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и
пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
(диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и
сниженная лексика.
Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в другую).
Понятие об этимологии (общее представление).
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Орфографический анализ слов (в рамках изученного).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класса («Трудные случаи
орфографии»)
Причастие
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена
прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в
некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в
суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий
Деепричастие
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное
написание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий
Наречие
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание;
слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е);
правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов
наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класса («Сложности пунктуации
простого предложения»)
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение. Виды предложений (разные характеристики).
Средства оформления предложения в устной и письменной речи
(интонация, логическое ударение, знаки препинания).
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.
Нормы построения простого предложения, использования инверсии.
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным
словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство –
меньшинство, количественными сочетаниями.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Односоставные предложения
Синтаксическая
синонимия
односоставных
предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
и
двусоставных
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная
и бессоюзная связь однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы построения предложений с однородными членами, связанными
двойными союзами не только… но и, как… так и.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими
словами при однородных членах.
Предложения с обособленными членами
Обособление. Виды обособленных членов предложения (обособленные
определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства,
обособленные дополнения).
Уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные
конструкции.
Правила постановки знаков препинания в предложениях со
сравнительным оборотом; правила обособления согласованных и
несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений,
обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных
конструкций.
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. Распространённое и
нераспространённое обращение.
Вводные конструкции.
Вставные конструкции.
Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и
предложений.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и
вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
Синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.
ПУНКТУАЦИЯ
Трудные вопросы пунктуационного анализа простого предложения.
Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность
запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки
препинания в особых речевых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 класса «Трудные случаи пунктуации
сложного предложения»
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
Нормы построения сложносочинённого предложения; правила
постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых
предложений.
Сложноподчинённое предложение
Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных
слов.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и
простых предложений с обособленными членами.
Нормы построения сложноподчинённого предложения; место
придаточного определительного в сложноподчинённом предложении;
построение
сложноподчинённого
предложения
с
придаточным
изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными
словами какой, который. Типичные грамматические ошибки при построении
сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных
частей.
Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых
предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых
предложений.
Бессоюзное сложное предложение
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных
предложений.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с
разными видами союзной и бессоюзной связи.
Прямая и косвенная речь
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; правила
постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой
речью, при цитировании.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике
правописания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы факультативного курса по
русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
умение использовать адекватные языковые средства, опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
планировать и самостоятельно выполнять разного рода деятельность;
7) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития языка;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения факультативного курса русского языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить
примеры, свидетельствующие об этом.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и
в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3
реплик.
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи,
функциональных стилей, языка художественной литературы.
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения
слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и
переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные
слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём,
словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
6 КЛАСС
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить
примеры использования русского языка как государственного языка
Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках
изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание,
монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на
лингвистическую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями)
объёмом не менее 4 реплик.
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи,
научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи
и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных
разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная
статья, научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и
заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к
активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы
и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления:
общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления
(диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять
стилистическую окраску слова. Проводить лексический анализ слов.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное
коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи
с целью повышения её богатства и выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения;
характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой
ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове;
выделять производящую основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной
части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ
слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении
языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных. Распознавать
изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять
знания по орфографии в практике правописания.
Морфология. Культура речи. Орфография
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение
имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по
строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения,
словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать
роль имён числительных в речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать
правила правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах
числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное
написание числительных; правила правописания окончаний числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение;
различать
разряды
местоимений;
уметь
склонять
местоимения;
характеризовать
особенности
их
склонения,
словообразования,
синтаксических функций, роли в речи.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного), применять
знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
7 КЛАСС
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический
анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при
выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов,
крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием
фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и
использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски;
проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и
фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать
лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности
употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой
практике.
Морфология. Культура речи
Орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой
практике.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять
правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в
причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед
суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед
суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания
не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с
причастным оборотом (в рамках изученного).
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий,
правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания
наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о
наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце
наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после
шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и
раздельного написания не с наречиями.
8 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы
(монолог-описание,
монолог-рассуждение,
монологповествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и
темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления
предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков
препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной
окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности,
языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;
использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание,
вопросно-ответную форму изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ;
различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его
выражения. Применять нормы построения простого предложения,
использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с
подлежащим,
в
том
числе
выраженным
словосочетанием,
сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство,
количественными сочетаниями. Применять нормы постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных
членов, предложения полные и неполные (понимать особенности
употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в
устной речи интонации неполного предложения).
Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и
несогласованные определения, приложение как особый вид определения;
прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств).
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения главных членов; различать виды
односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное
предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное
предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические
различия односоставных предложений и двусоставных неполных
предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и
двусоставных
предложений;
понимать
особенности
употребления
односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические,
интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да,
нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их
связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные
определения; находить обобщающие слова при однородных членах; понимать
особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных
типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами,
связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся
союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); правила постановки
знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных
членах.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе
предложения с неоднородными определениями; простые предложения,
осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим
словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами,
обращением,
вводными
словами
и
предложениями,
вставными
конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений),
дополнений,
обстоятельств,
уточняющих
членов,
пояснительных и присоединительных конструкций. Применять правила
постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том
числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций; правила постановки
знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные
предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления
предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции;
выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и
предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями,
вставными
конструкциями,
обращениями
(распространёнными и нераспространёнными), междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в
рамках изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
9 КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства,
общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь
рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80
слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение,
монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать
с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на
бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не
менее 6 реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями
сложного предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи,
бессоюзные
и
союзные
предложения
(сложносочинённые
и
сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение,
смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений
с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в
речи.
Соблюдать основные
нормы
построения
сложносочинённого
предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых
предложений и простых предложений с однородными членами; использовать
соответствующие конструкции в речи.
Проводить
синтаксический
и
пунктуационный
анализ
сложносочинённых предложений.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого
предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру
смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре,
синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять
сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью
определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени,
причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки,
следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение
придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых
предложений и простых предложений с обособленными членами;
использовать соответствующие конструкции в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого
предложения.
Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений
в речи.
Проводить
синтаксический
и
пунктуационный
анализ
сложноподчинённых предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и
правила постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих
отношений.
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного
сложного предложения.
Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений
в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных
сложных предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных
предложений
и
союзных
сложных
предложений,
использовать
соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков
препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с
разными видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных
предложений с разными видами связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных
предложениях с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию
предложений с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в
высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью, при цитировании.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с
прямой и косвенной речью, при цитировании.
Тематическое планирование 5 класс
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Слово красит человека: речевой этикет
Вглубь слова
Слова родные и пришедшие из других языков
Национально окрашенные слова в языке
Крылатые слова
Золотые россыпи народной мудрости
Жизнь слова во фразеологизме
Тайна слова в загадках
Чарующее сказочное слово
Слово поэтическое
Звучащее слово
Слово сквозь призму написания
Обобщение и систематизация изученного материала
Тематическое планирование 6 класс
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1.
2.
3.
4.
Русское слово
Лексика. Фразеология
Словообразование.
Орфография
Морфология. Орфография
Количество
часов
4
4
2
2
2
3
3
2
4
2
2
4
1
Количество
часов
1
13
12
8
Тематическое планирование 7 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
1.
2.
3
4.
5.
6.
Принципы русской орфографии
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Слитно-раздельное-дефисное написание слов
Общие орфографические нормы
1
7
6
8
8
3
Тематическое планирование 8 класс
№
п/п
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
II.
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
26
Двусоставное предложение
2
Главные члены предложения
3
Второстепенные члены предложения
3
Односоставные предложения
5
Простое осложнённое предложение
2
Предложения с однородными членами
3
Предложения с обособленными членами
5
Предложения с обращениями, вводными и вставными 3
конструкциями
ПУНКТУАЦИЯ
8
Тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество
часов
Сложное предложение
2
Сложносочинённое предложение
4
Сложноподчинённое предложение
4
Бессоюзное сложное предложение
3
Сложные предложения с разными видами союзной и 2
бессоюзной связи
6. Прямая и косвенная речь
2
1.
2.
3.
4.
5.
Поурочное планирование 5 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование разделов и тем программы
Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и
коммуникативного успеха
Вежливость как нравственно-ценностная основа
культуры речевого поведения
Формулы речевого этикета и этикетные речевые
ситуации.
Правила речевого этикета.
Назначение слов в языке и речи.
Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений
несколько.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Как и почему слово переносит своё значение: прямое и
переносное значение слов.
О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и
слова-враги.
Жизнь исконно русских слов в языке.
Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы:
заимствования в русском языке.
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений
традиционного быта.
Слова, символизирующие особенности культуры и
менталитета народа.
Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей,
поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.
Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах
людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова
Отражение в пословицах и поговорках нравственных
ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры,
особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов
жизнедеятельности.
Уместность употребления пословиц в речи. Советы,
разумные наставления, подсказки в пословицах об
учении, слове, языке, речи.
Выразительность, образность, яркость, богатство языка,
глубина содержания и лаконичность формы пословиц и
поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной
земле, труде, счастье, качествах людей.
Культурный смысл фразеологизмов.
Выразительные возможности фразеологизмов с близким
и противоположным значением.
Фразеологизмы с постоянными сравнениями.
Фразеологизмы с названиями животных.
Поэтическая природа и образная иносказательность
загадок. Отражение в загадках творческой фантазии
народа.
Повествовательные и рифмованные загадки. Загадкивопросы. Сходство и отрицание сходства между
предметами в загадках.
Самобытность русских народных и литературных сказок.
Роль национально-окрашенных слов в описании деталей
быта.
Особенности использования слова в сказке.
Употребление в сказках сросшихся синонимов др.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван
Царевич и др.
Разнообразие названия животных в сказках.
Образность и вдохновенность поэтического слова.
Слово как изобразительное средство в стихотворении.
Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные
сравнения в поэтическом языке.
Правильность и интонационная выразительность
звучащего слова. Произношение звуков и их трудных
сочетаний.
Как нельзя говорить: о наиболее распространённых
случаях неправильной постановки ударения в словах.
Зри в корень: загадки правописания в корне слова.
Постоянство и непостоянство приставок.
Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.
Обобщение и систематизация изученного материала.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Поурочное планирование 6 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Наименование разделов и тем программы
Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5
классе).
История лексики. Родные слова.
Слова-«предки».
Слова-«пришельцы»
Слова-«пришельцы»
Диалектизмы… Какие они?
Лексика профессионалов.
Почему стареют слова?
Какие слова считаются новыми?
В мире фразеологии.
Веселый фразеологизм
Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».
Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)
Как в русском языке образуются слова?
Интересные способы словообразования.
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда
одинаковые.
Приставки- нарушители «главного» правила.
Самые «трудные» приставки.
Международные словообразовательные элементы.
Корни слов: постоянство и измены.
Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Орфография суффиксов.
Суффиксы-умельцы.
Странный интерфикс.
Секреты постфикса.
Подготовка игры «Жизнь и творчество морфем»
Проведение игры «Жизнь и творчество морфем»
Законы написания существительных.
Как правильно писать числительные?
Давай просклоняем числительное
Местоимения, которые пишутся непросто.
Глагольная орфография.
Этот трудный глагол
Итоговое
мероприятие
за
курс
«Занимательная
грамматика»
34. Итоговое
мероприятие
за
курс
«Занимательная
грамматика»
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Поурочное планирование 7 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Введение. Морфологический принцип русской
орфографии. Преодоление орфографических ошибок.
2.
Проверяемые безударные гласные.
3.
Непроверяемые безударные гласные.
4.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Чередование а/о в корнях
5.
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Чередование и/е в корнях
6.
Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.
7.
Употребление прописных букв.
8.
Правописание собственных имён (календарных периодов и
торжеств; название документов, памятников, предметов, и
произведений искусства, лиц, географических названий,
исторических событий и дат).
9.
Правописание приставок на з-, с-.
10. Правописание приставок пре- и при-.
11.
Ы, и после ц.
12. Ы, и после приставок на согласный.
13.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании
существительных, прилагательных, глаголов.
1.
Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Суффиксы имён существительных и прилагательных.
Дефисное написание сложных существительных.
Сложные слова без соединительной гласной.
Слитное написание сложных существительных.
Слитное написание сложных прилагательных.
Разграничение сложных имён прилагательных и
словосочетаний.
Дефисное написание сложных прилагательных.
Правописание числительного пол- в составе сложного
слова.
Правописание суффиксов глаголов ( -ова, -ева, -ыва-, ива-,
ва-).
Правописание гласной перед ударным суффиксом –ва-.
Правописание н и нн в полных и кратких формах
причастий и отглагольных имён прилагательных.
Правописание суффиксов причастий.
Слитное написание наречий.
Слитное и раздельное написание союзов.
Правописание не с существительными и прилагательными
и наречиями на -о
Правописание не с причастиями, глаголами и
деепричастиями
Разделительный Ъ.
Правописание Ь.
Правописание НИ/НЕ.
Дефисное написание междометий и звукоподражательных
слов.
Правописание иностранных слов.
Выявление орфографической зоркости у обучающихся.
Итоговая тестовая работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Поурочное планирование 8 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
1. Типы предложений. Общие сведения.
2. Интонация, логическое ударение, знаки препинания в
предложении как средства его оформления.
3. Предложения со словами да, нет. Их особенности.
4. Что такое инверсия? Как она работает в предложении?
5. Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого и
подлежащего.
Количество
часов
1
1
1
1
1
6. Нормы согласования сказуемого с подлежащим,
выраженным словосочетанием.
7. Нормы согласования сказуемого с подлежащим,
выраженным сложносокращёнными словами.
8. Нормы согласования сказуемого с подлежащим,
выраженным словами количественными сочетаниями.
9. Второстепенные члены предложения, их особенности.
Омонимия ВЧП.
10. Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных
предложений.
11. Односоставные предложения в речи.
12. Однородные члены предложения. Союзная и бессоюзная
связь однородных членов предложения.
13. Однородные и неоднородные определения.
14. Особенности пунктуации при однородных и неоднородных
определениях.
15. Сложности пунктуации в предложениях с обобщающими
словами при однородных членах.
16. Сложности пунктуации в предложениях с обобщающими
словами при однородных членах.
17. Предложения с двойными союзами не только… но и,
как… так и.
18. Ошибки в предложениях с двойными союзами не только…
но и, как… так и.
19. Обособленные определения и сложности пунктуации при
обособленных определениях.
20. Приложение и сложности пунктуации при приложении.
21. Обособленные обстоятельства и сложности пунктуации при
обособленных обстоятельствах.
22. Обособленные дополнения и сложности пунктуации при
обособленных дополнениях.
23. Что такое уточняющие члены предложения, пояснительные
и присоединительные конструкции.
24. Знаки препинания в предложениях со сравнительным
оборотом (КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.)
25. Обращение. Основные функции обращения.
26. Распространённое и нераспространённое обращение.
27. Вводные конструкции и вставные конструкции.
28. Омонимия членов предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений.
29. Трудности постановки знаков препинания в предложениях
с вводными и вставными конструкциями, обращениями и
междометиями.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30. Синтаксический и пунктуационный анализ простых
предложений
31. Трудные случаи пунктуационного анализа простого
предложения.
32. Группы знаков препинания по их функции.
33. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия.
34. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания
в особых речевых ситуациях.
1
1
1
1
1
Поурочное планирование 9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Наименование разделов и тем программы
Знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
Синтаксический
и
пунктуационный
анализ
сложносочинённых предложений.
Различие союзов и союзных слов.
Синонимия сложноподчинённых предложений и простых
предложений с осложнениями.
Особенности построения СПП с придаточным
определительным.
Грамматические ошибки при построении СПП.
СПП с несколькими придаточными. Однородное,
неоднородное
и
последовательное
подчинение
придаточных частей.
Ошибки
в
постановке
знаков
препинания
в
сложноподчинённых предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ
сложноподчинённых предложений
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных
сложных предложений.
Особенности пунктуации в БСП. Трудные случаи.
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных
предложений с разными видами союзной и бессоюзной
связи.
Трудные случаи расстановки знаков препинания в
предложениях с разными видами связи.
Трудные случаи расстановки знаков препинания в
предложениях с прямой речью.
Трудные случаи расстановки знаков препинания в
предложениях с косвенной речью и при цитировании.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в
практике правописания
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1