МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 170 с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей
начальных классов
Педагогическим
советом
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ
№170 с углубленным
________________________ ________________________ изучением отдельных
предметов
руководитель Язова А.А.
секретарь Хадеева О.Л.
________________________
протокол №1 от «28»
протокол №1 от «29»
августа 2023 г.
августа 2023 г.
Антропова Н.В.
приказ 314/1-0 от «29»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «Логопедические занятия»
для обучающихся 5-9 классов
ВАРИАНТ 09
Екатеринбург 2023
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основной целью рабочей программы является построение системы
коррекционной логопедической работы в общеобразовательной школе.
Программа строится на следующих принципах:
1.
Учет общих закономерностей развития детей и сенситивных
периодов в развитии психических процессов.
2.
Обеспечение общего разностороннего развития детей на основе
изучения их возрастных психофизических возможностей с максимальной
адаптацией к окружающей действительности.
3.
Организация специальной коррекционно-воспитательной работы
с учетом структуры интеллектуального дефекта, индивидуальных особенностей детей.
4.
Реализация деятельностного подхода к воспитанию, т.е.
проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и
коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
5.
Проведение
всех
воспитательных
и
коррекционнообразовательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем
развитии функций с коррекцией дефектных.
6.
Группировка всего учебного материала в разных разделах
программы по темам, которые являются сквозными на весь период обучения.
Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности
двигательных умений и навыков, коррекции нарушений психического и
речевого развития.
7.
Осуществление преемственной связи коррекционной работы с
детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста.
1.2. Актуальность программы
Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
адаптированного основного общего образования, методиками
логопедического сопровождения учащихся, методическими рекомендациями
для учителей-логопедов Н. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой,
Л. Н. Ефименковой, О. А. Ишимовой, Л. М. Козыревой, И. Ю. Левченко,
Е. В. Мазановой, И. И. Мамайчук, И. А. Морозовой, О. Г. Приходько,
И. Н. Садовниковой, Т. А. Ткаченко, Л. М. Шипицыной, Т. Б. Филичевой,
Г. В. Чиркиной, Н. Н. Яковлевой, А.В. Ястребовой.
В системе образования обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта
логопедическая работа в школе является важным в общей системе
коррекционной работы. У одних детей недоразвитие речи может быть
обусловлено уровнем интеллектуального развития, у других кроме
недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.
Курс данной программы направлен на реализацию системы логопедической
помощи обучающимся с ОВЗ с нарушением интеллекта в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы, коррекцию
недостатков в речевом развитии, их социальную адаптацию.
Речевое развитие детей с ОВЗ с нарушением интеллекта
характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков
звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный
словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и
глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой
речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков
фонематического анализа и синтеза. Нарушения речи у детей отрицательно
влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них
затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные
возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то
есть имеются существенные препятствия в формировании личности,
социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Отставание в
развитии речи связано также с ограничением объема знаний и представлений
об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и
социальных контактов. У обучающихся данной категории не сформирована
не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты
ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему. Все
эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее
грамматического строя.
При нарушении умственного развития главными и ведущими
неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность и
замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.
Обучающиеся плохо представляют себе окружающие предметы,
недостаточно ориентируются в пространстве.
Нарушения речи проявляются в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким
образом, для обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта характерно
системное недоразвитие речи той или иной степени, а также имеют низкий
уровень овладения графомоторными навыками. В большинстве случаев у
обучающихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые
образовательные потребности детей посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
У большинства детей с нарушением интелекта в результате нарушения
функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего,
фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На
начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем
часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по
артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей
характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с
последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на
ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться
дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем
по мере формирования патологического речевого стереотипа.
У многих детей отмечаются нарушения фонематического восприятия,
что вызывает трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети не
различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить
слоговые ряды. В более легких случаях отмечаются трудности звукового
анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.
Часто отмечаются нарушения формирования грамматического строя
речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами.
Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с
большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого
общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой
активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети
испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в
предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко
отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность
предложений, многочисленные повторы одного и того же слова. Даже к
началу обучения в школе большинство детей с ОВЗ с нарушением
интеллекта практически не умеют пользоваться грамматическими
средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется
недостаточная сформированность связной речи.
Дети с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями с трудом овладевают
навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи — дислексия и
дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием устной речи. Трудности
овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями
зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптикопространственных представлений, фонематического восприятия, с
нарушениями мелкой моторики.
Таким образом, для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта характерны
различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде
обратимых нарушений (задержки доречевого и речевого развития), так и в
виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общего
недоразвития речи). Характер нарушений речевого развития определяет
задачи и методы логопедической работы.
1.3. Цель программы
Основная цель логопедической работы с обучающимися с ОВЗ с
интеллектуальными нарушениями – выявление и преодоление нарушений
речевого развития, а также дальнейшее развитие устной и письменной речи,
совершенствование коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного
усвоения академического компонента образовательной программы.
В структуре программы коррекционно-логопедической работы в
варианте 9 (основное образование) для обучающихся с ОВЗ с нарушением
интеллекта выделяются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков.
Формирование новых форм общения, соответствующих среднему
школьному возрасту.
Развитие и тренировка различных коммуникативных умений.
Формирование умения решать актуальные образовательные и
житейские задачи, используя различные виды коммуникации как средства
достижения цели. Развитие вербальной (устной) коммуникации.
Развитие способности к словесному самовыражению на
актуальном уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос,
выразить свои намерения, просьбу, пожелание, завершить разговор; получать
и уточнять информацию от собеседника.
Обучение
адекватной
передаче
информации
согласно
индивидуальным особенностям.
2. Коррекция нарушений речи.
Развитие лексико-грамматических навыков экспрессивной речи и
коррекция ее нарушений.
Развитие связной речи.
Улучшение общей разборчивости речевого высказывания для
того, чтобы обеспечить обучающемуся лучшее понимание его речи
окружающими.
Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки,
автоматизации и дифференциации звуков речи.
Уменьшение степени проявления двигательных дефектов
речевого аппарата.
Развитие артикуляционной моторики (в более легких случаях –
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
Развитие произвольного контроля над положением и движением мышц
артикуляционного аппарата; произвольных мимических, губных и язычных
движений.
Развитие речевого дыхания, голоса и просодики. Формирование
силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом
потоке. Формирование синхронности речевого дыхания, голоса и
артикуляции.
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза. Развитие умения дифференцировать звуки на фонетикофонематическом уровне.
3.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Развитие умения сознательно, правильно читать и осмысленно
воспринимать прочитанное.
Развитие умения анализировать слова и предложения на лексикограмматическом и синтаксическом уровне.
Развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их
нарушений.
Совершенствование двигательного навыка письма.
Развитие динамических моторных функций.
2. Общая характеристика коррекционного курса
В содержание профессиональной деятельности логопеда входит
диагностическая,
коррекционно-развивающая,
организационнометодическая, консультативно-просветительская работа.
2.1. Диагностическое направление логопедической работы включает в
себя углубленное изучение обучающегося с ОВЗ с нарушением интеллекта,
выявление индивидуальных особенностей речевого развития. Первичное
логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития
обучающегося, о сформированности коммуникативных навыков. Оно
позволяет сформулировать основные направления, содержание и методы
коррекционно-логопедической работы с обучающимися с ОВЗ с
интеллектуальными
нарушениями.
В
процессе
осуществления
логопедической помощи обучающемуся предусматривается промежуточное
логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся
индивидуально-ориентированную
программу
коррекционного
логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких
проблемах речевого развития обучающегося (как в устной, так и в
письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой
углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты
речевой системы и выявляющее их сформированность. Логопеду в каждом
случае очень важно выявить ведущую структуру и механизм нарушения для
разработки
дифференцированных
коррекционно-логопедических
мероприятий.
2.2. Коррекционно-развивающее направление логопедической работы
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом
возраста и особенностей развития обучающихся, структуры речевого
дефекта. Содержание коррекционно-логопедических занятий определяется
логопедом в зависимости от структуры речевых и двигательных нарушений
каждого обучающегося. В содержание данного направления входят
следующие аспекты:
– выбор оптимальных для развития обучающегося методик и приемов
логопедической работы в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;
– организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта.
При проведении коррекционно-логопедических занятий необходима
широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную,
кинестетическую), способствующие развитию межанализаторных связей. Это
особенно важно в работе над коррекцией нарушений звукопроизношения,
которая обязательно проводится перед зеркалом. При развитии
произносительной стороны речи используются дифференцированный
логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий), пассивная и
активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, голосовые
упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается
включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и
конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений
подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых
возможностей обучающихся. Голосовые упражнения направлены на
формирование у них произвольного изменения силы, тембра голоса,
длительности звучания, тренировку голоса в произнесении различного
речевого материала.
2.3. Организационно-методическое направление работы логопеда
заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих программ, подборе дидактических и методических материалов,
а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по
июнь включительно) логопед ведет следующую документацию:
речевая карта на каждого обучающегося с ОВЗ, имеющего
речевые нарушения;
перспективный план работы с обучающимся (на год);
журнал посещаемости логопедических индивидуальных и
групповых занятий;
годовой отчет о результатах работы.
Логопед готовит необходимые для занятий дидактические и
методические пособия и применяет эти пособия с учетом речевых,
двигательных и познавательных возможностей обучающихся.
2.4. Консультативно-просветительское направление работы включает:
- индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам
речевого развития и коммуникации детей, формирования психологопедагогической компетентности родителей (или законных представителей),
задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и
письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора
простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых
нарушений у обучающихся;
- консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
обучением обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта в процессе
реализации инклюзивной практики.
Учитель-логопед дает рекомендации по включению коррекционных
компонентов в различные формы образовательного процесса.
3. Описание места курса логопедического сопровождения в учебном
плане
Программа логопедического сопровождения составлена для детей с
ОВЗ (вариант 9) и рассчитана на 5 лет обучения. Программа логопедического
сопровождения обучающихся 5-9 классов с ОВЗ с нарушением интеллекта
рассчитана на 36 подгрупповых или групповых занятий (1 занятие в неделю).
На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного
года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится
по 2 занятия (всего 4 занятия). Количество занятий на изучение каждой темы
корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого
развития
детей
и
усвоения
ими
программного
материала.
Продолжительность логопедических занятий зависит от выраженности
нарушений речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов:
групповые занятия – 40 минут;
индивидуальные занятия – 30-40 минут.
Логопедические занятия проводятся с обучающимися в подгруппах,
группах и индивидуально с 15 сентября по 15 мая. Группы комплектуются с
учетом однородности и выраженности нарушений.
Нарушение речи у детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями
имеют сложную структуру и стойкий характер. Нарушения речи у
большинства детей, поступающих в образовательное учреждение, носят
характер системного недоразвития. В целом речь страдает как
функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением
звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования
фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
аграмматизмы
при
словообразовании
и
словоизменении,
несформированность связной речи, выраженная дислексия и дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую
систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над
развитием
психических
процессов,
графомоторных
навыков,
артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов.
Учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще
всего сложная, планирование составляется таким образом, чтобы
коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой
в целом.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает
повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне
(усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
Тематическое планирование разработано на основе лексических тем,
изучаемых на уроках речевой практики. На изучение каждой лексической
темы отводится неделя. Все специалисты, занимающиеся с детьми данной
категории, строят работу с учетом заявленной в этом планировании на
неделю лексической темы.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей
ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен
объем изучаемого материала.
Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-
логопедической
работы
(индивидуальных,
подгрупповых,
фронтальных).
Индивидуальные.
Основная
цель
—
подбор
комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при
этом логопед устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, привлекает
его внимание к контролю за качеством звучащей речи, подбирает
индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой
негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
Групповые. Основная цель — воспитание навыков коллективной
работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе
упражнения по коррекции фонетико-фонематических расстройств, развитию
лексики и грамматики; адекватно оценивать качество речевой продукции
детей. Все специальные занятия по развитию грамматического строя речи
сочетаются с обогащением опыта разговорной речи. Формирование лексикограмматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный
процесс. Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей
с ОВЗ с нарушением интеллекта возможно только при комплексном подходе
к умственному и речевому развитию детей.
Критерии оценок коррекционно-логопедической работы
№
п/п
Параметры
I.
Звукопроизношение
II.
III.
Фонематическое
восприятие
Слоговая структура слова
Уровни
развития
функции
Низкий
балл
Характеристика
0
Ниже среднего
1
Средний
2
Низкий
0
Ниже среднего
1
Средний
2
Низкий
Ниже среднего
0
1
Средний
2
Нарушено несколько групп
звуков.
Недостаточность
произношения
одной
группы
звуков,
изолированное
произношение всех групп,
но при речевой нагрузке –
общая смазанность речи
Звуки в речи присутствуют,
но наблюдаются нарушения
дифференциации звуков
Фонематические процессы
не сформированы.
Не дифференцирует
оппозиционные звуки
какой-либо группы
С заданием справляется, но
допускает несколько
ошибок
Не воспроизводит.
Искажает звуко-слоговую
структуру слова (пропуски
и перестановки звуков).
Замедленное
послоговое
IV.
V.
VI.
Словарный запас
Фразовая речь
Грамматический строй
речи
VII.
Фонематический анализ и
синтез
VIII.
Связная речь
Низкий
0
Ниже среднего
1
Средний
2
Низкий
0
Ниже среднего
Средний
1
2
Низкий
Ниже среднего
0
1
Средний
2
Низкий
Ниже среднего
Средний
Низкий
0
1
2
0
Ниже среднего
1
Средний
2
воспроизведение.
Активный
словарь
ограничен
бытовым
уровнем
Владеет
простыми
обобщающими понятиями,
в
речи
в
основном
использует
существительные и глаголы
Использует все части речи;
использует
простые
предлоги, в употреблении
сложных
допускает
ошибки;
пользуется
антонимами; при подборе
синонимов
испытывает
затруднения
Пользуется
отдельными
словами.
Фраза аграмматична.
Допускает незначительные
ошибки.
Речь резко аграмматична
Допускает
большое
количество ошибок при
словоизменении
и
словообразовании
Допускает незначительное
количество ошибок при
словообразовании
и
словоизменении
Задания не доступны.
Допускает 1-2 ошибки.
Все задания выполнены.
Связная
речь
не
сформирована.
Испытывает значительные
затруднения
при
составлении
рассказаописания,
пользуется
вопросно-ответной формой.
При составлении рассказа
использует не более 2-3
предложений; не пользуется
планом при составлении
рассказа; при описании
использует не более двух
признаков
Методы
и
приёмы
коррекционно-развивающего
обучения
направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и
предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических
процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.
Используемые методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
проблемно-поисковый;
активные и интерактивные методы;
метод личностно-ориентированного подхода;
метод самоконтроля.
Используемые технологии:
проблемно-диалогического обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
технологии дифференцированного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ технологии.
2.
Ценностные ориентиры
Содержание курса направлено на формирование положительного
отношения к чистому и ясному произношению и грамотному письму,
стремление к общению, усвоению новых знаний, понимание того, что
красивая речь и грамотное письмо являются показателем культуры человека.
Логопедические занятия являются средством развития высших психических
функций, интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся.
Успехи в обучении способствуют социальной адаптации и интеграции
ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся
сверстников.
3.
Планируемые результаты освоения курса коррекционноразвивающего обучения
Личностными результатами являются:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения различных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций
общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более
точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень
является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по логопедической программе сопровождения на конец обучения
в 5 классе вариант 9
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Различать звуки и буквы, гласные и
согласные, обозначать их на письме;
Подбирать группы родственных
слов;
С помощью педагога проверять
написание безударных гласных, звонких и
глухих согласных путем изменения формы
слова;
Обозначать мягкость согласных
буквой Ь;
С помощью педагога разбирать
Различать звуки и буквы, гласные и
согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов;
Проверять написание безударных
гласных, звонких и глухих согласных путем
изменения формы слова;
Обозначать мягкость согласных
буквой Ь;
Разбирать слово по составу;
Выделять имя существительное как
часть речи;
слово по составу;
Выделять имя существительное как
часть речи;
Строить простое распространенное
предложение;
Связно высказываться устно.
Строить простое распространенное
предложение;
Связно
высказываться
устно,
письменно;
Знать алфавит;
Знать способ проверки написания
гласных и согласных (путем изменения
формы слова).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по логопедической программе сопровождения на конец обучения
в 6-7 классах вариант 9
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Правильно
обозначать
звуки
буквами на письме;
Подбирать группы родственных
слов;
С помощью педагога проверять
написание в корне безударных гласных
звонких и глухих согласных путем подбора
родственных слов;
С помощью педагога разбирать
слово по составу;
С помощью педагога выделять имя
существительное и имя прилагательное как
части речи;
Строить простое распространенное
предложение с однородными членами;
Связно высказываться устно и
письменно.
Правильно
обозначать звуки
буквами на письме;
Подбирать группы родственных
слов;
Проверять написание в корне
безударных гласных звонких и глухих
согласных путем подбора родственных
слов;
Разбирать слово по составу;
Выделять имя существительное и
имя прилагательное как части речи;
Строить простое распространенное
предложение с однородными членами;
Связно высказываться устно и
письменно (по плану).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по логопедической программе сопровождения на конец обучения
в 8-9 классах вариант 9
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Писать под диктовку небольшой
текст,
применять
правила
проверки
написания слов;
С помощью педагога разбирать слова
по составу, образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов;
Различать части речи;
Строить простое распространенное
предложение, простое предложение с
однородными
членами,
сложное
предложение;
Составлять небольшие рассказы об
увиденном по плану;
Передавать
своими
словами
прочитанное и услышанное по плану;
Знать главные и второстепенные
члены предложения, название частей речи,
их значение;
Знать наиболее распространенные
правила правописания слов;
(правила
написания гласных с шипящими, правила
написания предлогов со словами);
Знать основные способы проверки
звонких и глухих согласных, безударных
гласных (путем изменения формы слова).
4.
Писать
под
диктовку
текст,
применять правила проверки написания
слов;
Разбирать
слова
по
составу,
образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
Различать части речи;
Строить простое распространенное
предложение, простое предложение с
однородными
членами,
сложное
предложение;
Писать изложение и сочинение;
Составлять небольшие рассказы об
увиденном;
Передавать
своими
словами
прочитанное и услышанное;
Знать главные и второстепенные
члены предложения;
Знать название частей речи, их
значение;
Знать наиболее распространенные
правила правописания слов (правила
написания гласных с шипящими, правила
написания предлогов со словами);
Знать основные способы проверки
звонких и глухих согласных, безударных
гласных (путем изменения формы слова)
Планируемые результаты реализации программы логопедической
работы
Адаптация обучающегося с ОВЗ с нарушением интеллекта к
условиям образовательной организации и усвоение им программы основного
образования.
Уменьшение степени выраженности речевых нарушений (в более
легких случаях – преодоление нарушений речевого развития).
Улучшение овладения родным (русским) языком.
Планируемые результаты реализации программы коррекционнологопедической работы должны уточняться и конкретизироваться с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.
5.
Состав базовых учебных действий, обучающихся с ОВЗ по
программе 9
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к
принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых
функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его
содержанию и организации.
Обучающиеся должны:
-овладеть первоначальными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
-овладеть
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
-владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
-владеть этическими чувствами, быть доброжелательным и
эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других
людей.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность
вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе
обучения. Обучающиеся должны:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - группа, учитель-группа);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на
любом занятии и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия
для формирования и реализации начальных логических операций.
Обучающиеся должны:
-уметь управлять собой;
-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
-соблюдать ритуалы школьного поведения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные учебные действия представлены комплексом
начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и
использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу
для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Обучающиеся должны (самостоятельно или с помощью учителя):
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать;
писать;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях), уметь
применять усвоенные навыки в учебной и внеурочной деятельности.
Содержание логопедических занятий для детей с ОВЗ, обучающихся по
программе 9
Содержание коррекционного курса: 5 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово Речь и её значение. Место и роль речи в
общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных»
предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о
второстепенных членах предложения. Виды предложения по цели
высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные
предложения. Деление текста на предложения. Восстановление
деформированного текста. Составление рассказа по картинке.
II. Звуки и буквы Звуки и буквы. Дифференциация понятий.
Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и
мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков
гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь.
Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак.
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя
мягкости согласного по смыслу и произношению. Понятие «согласные звуки
и буквы». Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце
слова.
III. Состав слова Родственные и однокоренные слова. Корень слова.
Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в
корне. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Окончание.
Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение
над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным
и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного
запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по
составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов,
развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное
написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие
способности проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи. Имя существительное. Число имён существительных
(единственное, множественное), изменение имён существительных по
числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное
употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное
употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний.
Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого
падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени
существительного как части речи. Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде. Согласование имён прилагательных с
именами существительными по падежам.
V. Связная речь. Текст Общее понятие о тексте. Сравнение текста и
набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных
вариантов. Членение сплошного текста на предложения.
Работа с
деформированным текстом. Определение последовательности предложений в
тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование
Содержание коррекционного курса: 6-7 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово Речь и её значение. Место и роль речи в
общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных»
предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о
второстепенных членах предложения. Виды предложения по цели
высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные
предложения. Деление текста на предложения. Восстановление
деформированного текста. Составление рассказа по картинке.
II. Звуки и буквы Звуки и буквы. Дифференциация понятий.
Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и
мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков
гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь.
Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак.
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя
мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление
предлогов, развитие связной речи. Понятие «согласные звуки и буквы».
Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине
слова.
III. Состав слова Родственные и однокоренные слова. Корень слова.
Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в
корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с
приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов
в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования
слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить
значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог.
Правильное
употребление
предлогов,
развитие
связной
речи.
Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с
предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить
разбор слов по составу.
IV. Части речи Имя существительное. Число имён существительных
(единственное, множественное), изменение имён существительных по
числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное
употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное
употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний.
Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого
падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени
существительного как части речи. Имя прилагательное. Лексическое
значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных.
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование
имён прилагательных с именами существительными по падежам.
Образование прилагательных от существительных. Разбор имени
прилагательного как части речи.
V. Связная речь. Текст Общее понятие о тексте. Сравнение текста и
набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных
вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с
деформированным текстом. Определение последовательности предложений в
тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование
Содержание коррекционного курса: 8-9 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово Речь и её значение. Место и роль речи в
общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» «слово». Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных»
предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о
второстепенных членах предложения. Виды предложения по цели
высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные
предложения. Деление текста на предложения. Восстановление
деформированного текста.
II. Звуки и буквы Звуки и буквы. Дифференциация понятий.
Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и
мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков
гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь.
Мягкий знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак.
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя
мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление
предлогов, развитие связной речи. Согласные звуки и буквы. Парные
согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.
III. Состав слова Корень слова. Понятие «безударные гласные».
Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор
проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова.
Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс.
Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение
суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение
словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в
простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление
предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок.
Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие
способности проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи Имя существительное Имя существительное.
Лексическое значение имён существительных. Число имён существительных
(единственное, множественное), изменение имён существительных по
числам. Изменение имён существительных по падежам. Осознанное
употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное
употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний.
Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого
падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени
существительного как части речи. Имя прилагательное. Лексическое
значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных.
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование
имён прилагательных с именами существительными по падежам.
Образование прилагательных от существительных. Разбор имени
прилагательного как части речи. Глагол. Лексическое значение глагола.
Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных.
Распознавание глаголов в тексте. Изменение глаголов по временам.
Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее
время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде
и числе. Правописание неопределённой частицы не глаголами. Разбор
глагола как части речи.
V. Связная речь. Текст Общее понятие о тексте. Сравнение текста и
набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных
вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с
деформированным текстом. Определение последовательности предложений в
тексте. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
Пересказ, составление рассказа.
VI. Контроль знаний
Обследование
Формы контроля: проверочные работы, тематические проверочные
работы, диктанты, тесты.
Обследование на начало учебного года и конец учебного года.
Предусмотрены две проверочные работы по контролю знаний (контрольное
списывание с печатного текста, контрольный диктант).
Критерии оценивания различных видов работ: Программа
предполагает безоценочную систему проведения занятий. Организация
эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения
тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить
характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений
речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая
система логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько
изменился уровень развития (как качественно, так и количественно)
обучающихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный
период. Кроме того, это даёт возможность наметить пути работы по
коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за
весь период обучения. В основу организации процедуры логопедического
обследования
устной
речи
обучающихся
положена
методика
Т. А. Фотековой. Методики обследования устной речи применяются для:
диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени
выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого
профиля);
построения
индивидуальной
коррекционной
работы;
комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности
коррекционного воздействия. Преимуществами выбранной диагностики
являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и
текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи,
характерными для данного возраста; доступность и простота применения;
возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при
необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия
проб может быть использована самостоятельно). Периодичность проведения
диагностики: первичное (на начало года); промежуточное (декабрь-январь),
итоговое (конец года). Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление
актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик
разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при
оценивании заданий всех серий является учет степени успешности
выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают
четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность
получения более дифференцированного результата. Процентное выражение
качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней
успешности. Предлагается 3 уровня успешности: средний – 90% -70%; ниже
среднего – 70% - 50%; низкий – 49,9% и ниже. На основе полученных
значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как
наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой
системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.
Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в
котором
прослеживается
динамика
речевого
развития
ребенка,
способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия,
корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы.
На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные
компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет
разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с
каждым ребенком. При проведении мониторинга сформированности навыка
письма решаются следующие задачи: - выяснение степени овладения
грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на
момент обследования; - выявление нарушений письма (характер ошибок,
степень выраженности); - выявление особенностей продвижения в
коррекционно-образовательном
процессе
каждого
из
учащихся,
корректировка характера логопедического воздействия. Исследование
письменной речи обучающихся осуществляется на основе рекомендаций
Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого учебного года
проводится обследование навыков списывания, письма по слуху. При
анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная
авторами. Исследование навыка чтения обучающихся осуществляется так же
на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. Для выяснения
степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3
вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть. При анализе
допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.
Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики
вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыка чтения.
Тематическое планирование
5 класс
№
Наименование разделов и тем
Обследование
Речь. Предложение. Слово
Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения
Предложение. Деление текста на предложения
Предложение. Слово.
Дифференциация понятий «предложение» - «слово»
Определение последовательности слов в предложении
Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах
предложения.
9 Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные,
вопросительные, восклицательные предложения.
10 Деление текста на предложения. Составление рассказа по картинке.
11 Восстановление деформированного текста.
II
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез
12 Звуки речи. Способы их образования. Звуки и буквы. Дифференциация
понятий.
13 Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит.
14 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных при
помощи гласных второго ряда.
15 Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак на конце и в
середине слова.
16 Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого
знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и
произношению.
17 Упражнение в звуко-буквенном анализе.
18 Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и
синтез слов. Составление слов из слогов.
19 Деление слов на слоги. Перенос слов при письме
20 Ударение. Смыслоразличительная роль ударения
21 Ударные и безударные гласные. Сравнение звучания гласных в ударном и
безударном положении
III Состав слова
22 Корень слова. Орфограммы.
Родственные и однокоренные слова. Понятие «безударные гласные».
Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор
проверочных слов.
24 Корень слова. Орфограммы.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Подбор
проверочных слов.
25 Приставка. Слитное написание слов с приставками. Приставочный способ
образования слов.
26 Суффикс. Овладение суффиксальным способом образования слов.
Обогащение словарного запаса.
27 Формирование умений находить значимые части слова в простых по
составу словах.
1,2
I
3
4
5
6
7
8
Всего
часов
2
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
IV
Части речи
28 Имя существительное. Число смен существительных. Изменение имён
существительных по числам.
29 Падеж имен существительных. Изменение имён существительных по
падежам. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для
каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.
30 Употребление предлогов при изменении существительных по падежам.
31 Согласование имен прилагательных с существительными: изменение
окончаний прилагательных, согласование с существительными в роде и
падеже.
V Связная речь.
32 Текст Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений.
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
33 Работа с деформированным текстом. Определение последовательности
предложений в тексте. Построение текста. План. Составление рассказа по
вопросам.
34 Обследование
5
1
1
1
1
2
1
1
1
Тематическое планирование
6 класс
№
Наименование разделов и тем
Обследование
Речь. Предложение. Слово
Речь. Предложение и его признаки. Дифференциация понятий
"предложение"-"слово".
4
Связь слов в предложении. Восстановление "рассыпанных"
предложений.
5
Виды предложений по цели высказывания. Деление текста на
предложения.
7
Главные и второстепенные члены предложения.
8
Однородные члены предложения.
9
Знаки препинания при однородных членах предложения.
10
Разделение сплошного текста на отдельные предложения.
II
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез
11
Звуки и буквы. Алфавит.
12-13 Мягкий знак показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в
словах.
14-15 Правописание звонких и глухих согласных.
III
Состав слова.
16
Состав слова. Корень. Однокоренные слова.
17
Правописание безударных гласных в корне.
18
Образование сложных слов, имеющих несколько корней.
19
Окончание. Роль окончания в предложении.
20
Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в
словообразовании.
21
Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в
словообразовании.
1,2
I
3
Кол-во
часов
2
8
1
1
1
1
1
1
1
5
1
2
2
10
1
1
1
1
1
1
Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и
предлогов.
23
Разделительный ъ знак после приставок.
24
Сопоставление разделительного мягкого знака и разделительного
твёрдого знака.
25
Образование слов при помощи разных частей слова.
IV
Части речи.
26
Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей
речи в предложениях, тексте.
28-29 Распознавание частей речи и членов предложения.
30
Имена существительные собственные и нарицательные
31
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
32
Изменение имён существительных по числам.
33
Род
имён
существительных.
Родовые
окончания
имён
существительных.
34
Упражнение в определении рода имён существительных в
предложениях.
35-36 Обследование
22
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
Тематическое планирование
7 класс
№
п/п
1.2
I
3
4
5,6
7
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Обследование
Речь. Предложение. Слово
Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми.
Текст.
Предложение.
Слово.
Дифференциация
понятий
«предложение» - «слово»
Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных»
предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о
второстепенных членах предложения.
Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные,
вопросительные, восклицательные предложения. Деление текста
на предложения. Практические упражнения в составлении и
распространении предложений. Восстановление нарушенного
порядка слов в предложении.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные
слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
значению.
2
5
1
1
2
1
II
8
9
10
11
12
13
14
III
15
16
17
18,19
20
21
22
23
IV
24
25
26
27
28
29
30
31
V
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез
Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Слогообразующая роль
гласных.Звуко-слоговой анализ и синтез.
Употребление гласных после шипящих: правописание «жи–ши»,
«ча–ща», «чу–щу».
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости
согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) .
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных
буквой ь. Дифференциация Ь-показателя мягкости согласных и
разделительного Ь.
Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков по
звонкости-глухости
изолированно,
в
слогах,
словах,
предложениях.
Парные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких
согласных в конце и в середине слова.
Дифференциация [Ч – Щ - Т’ – Ц ] в изолированной позиции, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Состав слова.
Корень слова. Родственные и однокоренные слова.
7
1
Сложные
слова.
Знакомство
со
сложным
способом
словообразования. Развитие умения образовывать сложные слова.
Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
1
Ударение. Безударные гласные в корне. Правописание
однокоренных слов с безударными гласными.
Суффиксы. Словообразование при помощи суффиксов
Приставки. Префиксальный способ образования слов.
Приставки. Префиксальный способ образования слов. Подбор
различных приставок к словам, обозначающим действия
предметов. Работа с антонимами
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
Закрепление знаний о частях слова. Закрепление навыков
словообразования при помощи суффиксов и приставок
Части речи.
Имя существительное. Образование множественного числа имен
существительных.
Имя
существительное.
Практическое
употребление
существительных в различных косвенных падежах.
Глагол. Образование глагола от имени существительного.
Глагол. Определение времени глагола.
Прилагательные. Образование прилагательных: относительных,
притяжательных.
Согласование прилагательных с существительными в числе и
роде.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Согласование имён прилагательных с именами существительными
по падежам.
Предлоги. Значение предлогов. Дифференциация предлогов и
приставок.
Связная речь. Текст
2
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
32
33
34
Текст. Работа с деформированным текстом. Структура текста –
повествования.
Текст. План. Связь между предложениями в тексте, частями
текста. Структура текста- описания.
Обследование.
1
1
2
Тематическое планирование
8 класс
№
1,2
I
3
Наименование разделов и тем
Обследование
Речь. Предложение. Слово
Уточнение
представлений
о
предложении.
Распространенные
и
нераспространенные
предложения. Главные и второстепенные члены
предложений.
Типы предложений по цели высказывания.
Простое и сложное предложение.
Кол-во часов
2
8
1
6
Предложение с однородными главными членами
предложения.
1
7
Словосочетание. Нахождение слов, связанных с
подлежащим.
Словосочетание. Нахождение слов, связанных с
подлежащим.
Простое и сложное предложение.
1
Звуки и буквы
Правописание ударных и безударных гласных в
корне слова.
Правописание парных звонких и глухих согласных в
конце и середине слова
Правописание непроизносимых согласных
5
1
4
5
8
9,10
II.
11
12
13
14
15
Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный
мягкий знак.
Разделительные
мягкий
и
твердый
знаки.
Дифференциация.
1
1
1
2
1
1
1
1
III
16
17
18
19
20
21
IV
22
23
24
25
26
27
V.
28
29
30
31
32
33
34
Состав слова.
Слово и его лексическое значение.
Разбор слова по составу.
Однокоренные слова.
Образование слов с помощью приставок, суффиксов.
Написание слов с приставками и предлогами.
Сложные слова. Образование сложных слов.
Части речи.
Имя существительное. Изменение существительных
по числам и падежам.
Имя прилагательное. Согласование прилагательных с
существительными в числе и падеже.
Согласование прилагательных с существительными в
роде.
Глагол.
Согласование
глагола
с
именем
существительным в числе.
Глагол. Согласование глагола в прошедшем времени
с именем существительным в роде.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Связная речь.
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Пересказ по плану
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по составленному плану
Подробное изложение повествовательных текстов.
Обследование
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
Тематическое планирование
9 класс
№
1,2
I
3
4
Наименование разделов и тем
Обследование
Речь. Предложение. Слово
Распространенные и нераспространенные
предложения. Разбор по членам предложения.
Простое и сложное предложение.
Кол-во часов
2
7
1
1
Сложные предложения безсоюзные, с союзами и, а,
но.
Предложение с однородными главными членами
предложения.
1
8
Предложение с однородными
членами предложения.
второстепенными
1
9
Словосочетание. Нахождение слов, связанных с
подлежащим.
Словосочетание. Нахождение слов, связанных со
сказуемым.
Звуки и буквы
Правописание ударных и безударных гласных в
корне слова.
Правописание парных звонких и глухих согласных в
конце и середине слова
Правописание непроизносимых согласных
1
5
6
10
II.
11,12
13
14
15
16
Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный
мягкий знак.
Дифференциация разделительного мягкого и твердого
знаков.
1
1
2
1
1
1
1
III
17
18
18
19
20
21
IV
22
23
24
25
27
V.
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Состав слова.
Слово и его лексическое значение. Многозначные
слова.
Разбор слова по составу.
Однокоренные слова.
Образование слов с помощью приставок, суффиксов.
Написание слов с приставками и предлогами.
Сложные слова. Образование сложных слов.
Части речи.
Имя существительное. Изменение существительных
по числам и падежам. Правильное употребление
предлогов в заданном падеже.
Имя прилагательное. Согласование прилагательных с
существительными в числе и падеже.
Согласование прилагательных с существительными в
роде.
Глагол.
Согласование
глагола
с
именем
существительным в роде и числе.
Предлоги. Написание предлогов со словами.
Связная речь.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Составление рассказа по серии картинок.
Составление рассказа по опорным словам.
Составление рассказа по вопросам.
Составление рассказа по плану.
Составление рассказа по началу.
Рассказ – описание.
Работа с деформированным текстом
Обследование
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Материально-техническое обеспечение
Методические пособия для учителя-логопеда:
1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция
нарушений речи у младших школьников. М., 2011.
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:
«ВЛАДОС», 2001.
5.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа
исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих
дисграфию. М., 2004.
6.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной
речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д.
Феникс, 2006.
7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: «Владос», 1999.
8.Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у
младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.
9.Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
10.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. М., 1984.
Дополнительная литература для обучающихся:
1.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004
2.Печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных
картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы
сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения.
Учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте
(наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная);
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический
раздаточный материал (карточки с заданиями)
Технические средства обучения – компьютер или ноутбук; экраннозвуковые пособия (презентации, мультфильмы, игры, образовательные
интернет-платформы и т.п.).