РП курса Логопедические занятия 5-9 классы вариант 07

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 170 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей
начальных классов

Педагогическим
советом

Руководитель: Язова
А.А.
Протокол №1 от
г.

Секретарь: Хадеева
О.Л.
Протокол №1 от

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
СОШ №170 с УИОП
Антропова Н.В.
Приказ №278-О от
г.

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся 5-9 классов с ЗПР
вариант 7

Екатеринбург 2024

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основной

целью

рабочей

программы

является

построение

системы

коррекционной логопедической работы в общеобразовательной школе.
Программа строится на следующих принципах:
1.

Учет общих закономерностей развития детей и сенситивных периодов в

развитии психических процессов.
2.

Обеспечение общего разностороннего развития детей с церебральным

параличом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей с
максимальной адаптацией к окружающей действительности.
3.

Организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом

структуры интеллектуального и двигательного дефекта, индивидуальных особенностей
детей.
4.

Реализация деятельностного подхода к воспитанию, т.е. проведение всех

видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных
видов детской деятельности.
5.

Проведение

всех

воспитательных

и

коррекционно-образовательных

мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с
коррекцией дефектных.
6.

Группировка всего учебного материала в разных разделах программы по

темам, которые являются сквозными на весь период обучения. Коррекция и
формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков,
коррекции нарушений психического и речевого развития.
7.

Осуществление преемственной связи коррекционной работы с детьми

младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста.

1.2. Актуальность программы
Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с
Федеральным

компонентом

государственного

образовательного

стандарта

адаптированного основного общего образования, методиками логопедического

сопровождения учащихся, методическими рекомендациями для учителей-логопедов Н.
Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, Л. Н. Ефименковой, О. А. Ишимовой, Л. М.
Козыревой, И. Ю. Левченко, Е. В. Мазановой, И. И. Мамайчук, И. А. Морозовой, О. Г.
Приходько, И. Н. Садовниковой, Т. А. Ткаченко,Л. М. Шипицыной, Т. Б. Филичевой,
Г. В. Чиркиной, Н. Н. Яковлевой.
Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные
потребности

детей

посредством

индивидуализации

и

дифференциации

образовательного процесса.
У всех детей с ЗПР в результате нарушения функций артикуляционного аппарата
недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено
произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки
отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется
близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей
характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с
последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах
овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные
уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического
речевого стереотипа.
У многих детей отмечаются нарушения фонематического восприятия, что
вызывает трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети не различают звуки на
слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более легких
случаях

отмечаются

трудности

звукового

анализа

слов

лишь

с

дефектно

произносимыми звуками.
Часто у детей с ЗПР отмечаются нарушения формирования грамматического
строя

речи,

которые

зачастую

обусловлены

лексическими

расстройствами.

Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом,
что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового
восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной
деятельности.

Дети

испытывают

трудности

при

построении

предложений,

согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний.
Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность
предложений, многочисленные повторы одного и того же слова. Даже к началу

обучения в школе большинство детей практически не умеют пользоваться
грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется
недостаточная сформированность связной речи.
Возрастная динамика речевого развития детей с ЗПР во многом зависит от
состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика
развития речи, лучше результаты логопедической работы.
У детей с ЗПР выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко
встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии —
дизартрия. Гораздо реже, чем дизартрия, встречается алалия.
Дети с ЗПР с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения
письменной речи — дислексия и дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием
устной речи. Трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с
нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптикопространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушениями
мелкой моторики.
Таким образом, для детей с ЗПР характерны различные формы речевого
дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержки доречевого
и речевого развития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон
речи (общего недоразвития речи). Характер нарушений речевого развития определяет
задачи и методы логопедической работы.
1.3 Цель программы
Основная цель логопедической работы с обучающимися с ЗПР – выявление и
преодоление нарушений речевого развития, а также дальнейшее развитие устной и

письменной речи, совершенствование коммуникации обучающихся для успешного
усвоения академического компонента образовательной программы.
Необходимость логопедической работы с обучающимися с ЗПР обусловлена тем,
что:
 У

большинства

обучающихся

с

ЗПР

отмечаются

дизартрические

(речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (стертая или
умеренно выраженная дизартрия);
 Дизартические нарушения обуславливают нарушение общей разборчивости речи,
что приводит к коммуникативным трудностям.
 У многих обучающихся наблюдается недоразвитие устной речи (общее
недоразвитие речи III или lV уровня речевого развития), нарушена связная речь.
 Часто у обучающихся отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают
трудности в овладении навыками чтения и письма.
 У обучающихся с ЗПР не наблюдается четкой взаимосвязи между тяжестью
двигательных, психических и речевых нарушений.
В структуре программы коррекционно-логопедической работы в варианте 7
(основное образование) для обучающихся с ЗПР выделяются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков.


Формирование

новых

форм

общения,

соответствующих

среднему

школьному возрасту.


Развитие и тренировка различных коммуникативных умений.



Формирование умения решать актуальные образовательные и житейские

задачи, используя различные виды коммуникации как средства достижения цели.
Развитие вербальной (устной) коммуникации.


Развитие способности к словесному самовыражению на актуальном уровне,

соответствующем возрасту и развитию ребёнка.


Развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить

свои намерения, просьбу, пожелание, завершить разговор; получать и уточнять
информацию от собеседника.



Обучение адекватной передаче информации согласно индивидуальным

особенностям.
2. Коррекция нарушений речи.


Развитие

лексико-грамматических

навыков

экспрессивной

речи

и

коррекция ее нарушений.


Развитие связной речи.



Улучшение общей разборчивости речевого высказывания для того, чтобы

обеспечить обучающемуся лучшее понимание его речи окружающими.


Формирование

артикуляционного

праксиса

на

этапе

постановки,

автоматизации и дифференциации звуков речи.


Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого

аппарата.


Развитие артикуляционной моторики. (в более легких случаях –

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата). Развитие
произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного
аппарата; произвольных мимических, губных и язычных движений.


Развитие речевого дыхания, голоса и просодики. Формирование силы,

продолжительности,

звонкости,

управляемости

голоса

в

речевом

потоке.

Формирование синхронности речевого дыхания, голоса и артикуляции.


Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
1.

Коррекция нарушений чтения и письма.



Развитие

умения

сознательно,

правильно

читать

и

осмысленно

воспринимать прочитанное.


Развитие умения анализировать слова и предложения на лексико-

грамматическом и синтаксическом уровне.


Развитие

зрительно-пространственных

функций

нарушений.


Совершенствование двигательного навыка письма.



Развитие динамических моторных функций.

2. Общая характеристика коррекционного курса

и

коррекция

их

В содержание профессиональной деятельности логопеда входит
диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая,
консультативно-просветительская работа.
2.1. Диагностическое направление логопедической работы включает в себя
углубленное изучение обучающегося с ЗПР, выявление индивидуальных особенностей
речевого развития. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об
уровне речевого развития обучающегося с ЗПР, о сформированности
коммуникативных навыков. Оно позволяет сформулировать основные направления,
содержание и методы коррекционно-логопедической работы с обучающимися. В
процессе осуществления логопедической помощи обучающемуся предусматривается
промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать
имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционнологопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких
проблемах речевого развития обучающегося (как в устной, так и в письменной речи).
Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое
обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее их
сформированность. Логопеду в каждом случае очень важно выявить ведущую
структуру и механизм нарушения для разработки дифференцированных
коррекционно-логопедических мероприятий.
2. 2. Коррекционно-развивающее направление логопедической работы
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста
и особенностей развития обучающихся, структуры речевого дефекта. Содержание
коррекционно-логопедических занятий определяется логопедом в зависимости от
структуры речевых и двигательных нарушений каждого обучающегося. В содержание
данного направления входят следующие аспекты:
– выбор оптимальных для развития обучающегося с ЗПР методик и приемов
логопедической работы в соответствии с его особыми образовательными
потребностями; – организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных
навыков обучающихся.
При проведении коррекционно-логопедических занятий необходима широкая
опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую),

способствующие развитию межанализаторных связей. Это особенно важно в работе
над коррекцией нарушений звукопроизношения, которая обязательно проводится
перед зеркалом.
2.3. Организационно-методическое направление работы логопеда
заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих программ, подборе дидактических и методических материалов, а также
ведении документации.
На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед
ведет следующую документацию:
- речевая карта на каждого обучающегося, имеющего речевые нарушения;
- перспективный план работы с обучающимся (на год);
- журнал посещаемости логопедических индивидуальных и групповых занятий;
- годовой отчет о результатах работы.
Логопед готовит необходимые для занятий дидактические и методические
пособия и применяет эти пособия с учетом речевых, двигательных и познавательных
возможностей обучающихся.
2.4. Консультативно-просветительское направление работы включает:
индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития
и коммуникации детей, формирования психолого-педагогической компетентности
родителей (или законных представителей), задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой
системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых
нарушений у обучающихся; консультирование педагогов и других участников
образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза,
создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
обучением обучающихся с ЗПР в процессе реализации инклюзивной практики.
Учитель-логопед дает рекомендации по включению коррекционных компонентов в
различные формы образовательного процесса.
3. Место коррекционного курса в учебном плане.
Программа логопедического сопровождения обучающихся 5-9 классов с
ЗПР рассчитана на 34 групповых занятия (1 занятие в неделю). На обследование

устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и
в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 занятия (всего 4 занятия).
Количество занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от
индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного
материала.

Организация учебного процесса: групповые занятия.

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения направлены на
совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной
речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием
полноценной речи.
Групповые занятия. Основная цель — воспитание навыков коллективной
работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения
по коррекции фонетико-фонематических расстройств, развитию лексики и грамматики;
адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Все специальные занятия по
развитию грамматического строя речи сочетаются с обогащением опыта разговорной
речи. Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как
единый неразрывный процесс. Успешное формирование грамматических навыков и
умений у детей с ЗПР возможно только при комплексном подходе к умственному и
речевому развитию детей.
№
п/п

Критерии оценок коррекционно-логопедической работы
Параметры
Уровни балл
Характеристика
развития
функции

I I.
Звукопроизношение

III.
Фонематическое
восприятие

низкий

0

ниже
среднего

1

средний

2

низкий

0

ниже
среднего

1

средний

2

Нарушено несколько
групп звуков.
Недостаточность
произношения одной
группы звуков,
изолированное
произношение всех групп,
но при речевой нагрузке –
общая смазанность речи.
Звуки в речи
присутствуют, но
наблюдаются нарушения
дифференциации звуков.
Фонематические процессы
не сформированы.
Не дифференцирует
оппозиционные звуки
какой-либо группы.

I III.
Слоговая структура
слова

низкий
ниже
среднего
средний

.
Словарный запас

IV.

VV.
Фразовая речь

V

Грамматический
строй речи

VI.

V
VII.

Фонематический
анализ и синтез
Связная речь

низкий

0

ниже
среднего

1

средний

2

низкий
ниже
среднего
средний

0
1
2

низкий
ниже
среднего

0
1

средний

2

низкий
ниже
среднего
средний
низкий
ниже
среднего

0
1
2

средний

2

0
1

С заданием справляется,
но допускает несколько
ошибок.
0 Не воспроизводит.
1 Искажает звуко-слоговую
структуру слова (пропуски
и перестановки звуков).
Замедленное послоговое
2 воспроизведение.
Активный словарь
ограничен бытовым
уровнем.
Владеет простыми
обобщающи-ми
понятиями, в речи в
основном использует
существительные и
глаголы.
Использует все части
речи; использует простые
предлоги, в употреблении
сложных допускает
ошибки; пользуется
антонимами; при подборе
сино-нимов испытывает
затруднения.
Пользуется
отдельными
словами.
Фраза аграмматична.
Допускает незначительные
ошибки.
Речь резко аграмматична.
Допускает большое
количество ошибок при
словоизменении и
словообразовании
Допускает незначительное
коли-чество ошибок при
слово-образовании и
словоизменении.
Задания не доступны.
Допускает 1-2 ошибки.
Все задания выполнены.
Связная речь не
сформирована.
Испытывает значительные
затруднения при
составлении рассказаописания, пользуется
вопросно-ответной
формой.
При составлении рассказа
использует не более 2-3

предложений; не
пользуется планом при
составлении рас-сказа; при
описании использует не
более двух признаков.

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения направлены на
совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной
речи;

развитие

психических

процессов,

тесно

связанных

с

формированием

полноценной речи.
Используемые методы обучения:


объяснительно-иллюстративный;



проблемно-поисковый;



активные и интерактивные методы;



метод личностно-ориентированного подхода;



метод самоконтроля.

Используемые технологии:


проблемно-диалогического обучения;



информационно-коммуникативные технологии;



технологии дифференцированного обучения;



здоровьесберегающие технологии;



ИКТ технологии.
4. Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы у обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) будут восполнены пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- устранены специфические ошибки письма и чтения;
-сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
-повышение

мотивации

к

учебной

деятельности,

включая

учебные

и

познавательные мотивы;
-ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметными результатами прохождения данной программы является
восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Усвоение предметных результатов по логопедической программе
сопровождения на конец обучения
в 5 классе вариант 7
Обучающиеся должны знать: алфавит, признаки гласных и согласных звуков;
словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам; четко знать,
определять и называть временные и пространственные представления; правила
переноса слов, проверки сомнительных согласных, безударных гласных, состав слова;
состав слова. Обучающиеся должны уметь: четко произносить в речи все звуки;

анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
устанавливать последовательность звуков в слове) различать звуки и буквы, гласные согласные, звонкие - глухие, оптически сходные, твердые - мягкие, аффрикаты;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слова по составу;
строить простое распространенное предложение, устанавливать связь между словами
по вопросам; правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги;
владеть практическими способами словообразования и словоизменения; выделять имя
существительное как часть речи.
Усвоение предметных результатов по логопедической программе
сопровождения на конец обучения в 6 классе
Обучающиеся должны знать: правильное название буквы алфавита; части речи;
состав слова.
Обучающиеся должны уметь: полноценно разбираться в звуковом составе слова,
используя навыки анализа и синтеза; читать правильно, осознанно, выразительно
целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»; выделять
главную мысль; пересказывать полно и выборочно по плану; подбирать группы
родственных слов; различать части речи; строить и распространять простые
предложения и предложения с однородными членами; образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов; различать предлоги и приставки; устанавливать причинноследственные связи; выделять предложения из сплошного текста; составлять
предложения из слов, словосочетаний; письменно отвечать на вопросы; работать с
деформированным текстом.
Усвоение предметных результатов по логопедической программе
сопровождения на конец обучения в 7 классе
Обучающиеся должны знать: понятия: простое и сложное предложение,
однородные члены предложения, сложные предложения с союзами; части речи.
Обучающиеся должны уметь: различать члены предложения, дифференцировать
предложения простые и сложные; писать под диктовку текст, применять правило
проверки написания слов; писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в
корне слова, сложные слова с соединительными гласными; уметь выделять имя
существительное, глаголы, имя прилагательное, местоимение как часть речи.
Усвоение предметных результатов по логопедической программе
сопровождения на конец обучения в 8 классе

Обучающиеся должны знать: особенности однородных членов предложения,
постановка запятой между ними; правила пунктуации в сложных предложениях без
союзов и с союзами И, А, НО; части слова; правила правописания; способы образования
сложных слов; главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов
предложения; особенности распространенных и нераспространенных предложений.
Особенности однородных членов; правила постановки запятой в предложении с
однородными членами; выделение знаками обращения в предложении; правила
постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами; виды
предложений по интонации.
Обучающиеся должны уметь: отличать простое предложение от сложного;
выделять в предложении главные и второстепенные члены; распознавать однородные
члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления; применять правила
постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами; разбирать слова
по составу, подбирать однокоренные слова; образовывать слова с помощью приставок
и суффиксов; применять правила правописания при письме; образовывать сложные
слова при помощи соединительных гласных О и Е; составлять текст, отражающий
содержание картины; правильно строить предложения.
Усвоение предметных результатов по логопедической программе
сопровождения на конец обучения в 9 классе
Обучающиеся должны знать: виды предложений по интонации; особенности
однородных членов предложения, постановка запятой между ними; правила
пунктуации при обращении; в сложных предложениях без союзов, с союзами И, А, НО;
с союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА; группы гласных и согласных; парные
звонкие и глухие согласные; непарные согласные; правила написания мягкого и
твердого знаков в словах; правила правописания ударных и безударных гласных,
парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;
способы проверки слов; главные и второстепенные члены предложения; роль главных
членов предложения; особенности однородных членов; правила постановки знаков
препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с
союзом и без союза, при оформлении прямой речи.
Обучающиеся должны уметь: определять границы предложений; ставить
нужные знаки препинания в конце предложения; распознавать однородные члены в

предложении, соблюдать интонацию перечисления; распознавать обращения в
предложении, выделять их запятыми; приметать правила постановки запятой в
сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами; проверять
написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в
словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать
проверочные слова, сравнивать написание корта в проверочном и проверяемом словах;
отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака.
Планируемые результаты (5-9кл)
Учащиеся должны знать


морфологические признаки частей речи;



состав и названия частей слова;



признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и

букв;


правописание Ь, Ъ в различных частях речи;



синтаксические единицы, знаки препинания при них;



структуру текста.

Учащиеся должны уметь


различать морфологические и грамматические признаки частей речи;



проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);



доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство
по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова,
проверяя сомнительную букву;



дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки
препинания;



проводить анализ текста, составлять план;



устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.
В результате реализации логопедической программы предполагается, что
обучающиеся 5-9 классов овладеют следующими умениями и навыками в развитии
письменной речи:
• понимать основное содержание необходимого по программе по объему
текста, воспринимаемого на слух;

• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
Фонетика и графика
• выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги;
• не смешивать звуки и буквы;
• свободно пользоваться алфавитом, работа со словарями;
• разбирать слова фонетически;
Орфоэпия
• правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
• разбирать слова орфоэпически;
Лексика
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• толковать лексическое значение слов и подбирать к ним синонимы и
антонимы;
• пользоваться толковым словарем;
Словообразование
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа
слов;
• подбирать однокоренные слова;
• разбирать слова по составу;
Морфология
• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
• правильно употреблять грамматические признаки изученных частей речи;
• образовывать формы изученных частей речи;
• разбирать слово морфологически;
Синтаксис
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главное и зависимое слово;
• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию
или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
• составлять простые и сложные предложения;
• разбирать простое предложение синтаксически;

Орфография
• находить в словах изученные орфограммы и правильно писать слова с
изученными орфограммами;
• правильно писать слова с непроверяемыми согласными;
• пользоваться орфографическим словарем;
Пунктуация
• находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
• расставлять знаки препинания в предложениях;
Связная речь
• определять тему и основную мысль текста, его стиль;
• составлять простой план текста;
• подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
• писать сочинения повествовательного характера;
• совершенствовать содержание и языковое оформление.
• будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
• сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарт.
Контроль знаний
Обследование
Формы контроля: проверочные работы, тематические проверочные работы,
диктанты, тесты.
Обследование на начало учебного года и конец учебного года. Предусмотрены
две проверочные работы по контролю знаний (контрольное списывание с печатного
текста, контрольный диктант).
Критерии оценивания различных видов работ: программа предполагает
безоценочную
систему
проведения
занятий.
Организация
эффективного
коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех
компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень
выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности
проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволяет увидеть,
насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно)
обучающихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме
того, это даёт возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся
нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. В основу
организации процедуры логопедического обследования устной речи обучающихся

положена методика Т. А. Фотековой. Методики обследования устной речи
применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки
степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на
основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого
развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Преимуществами выбранной диагностики являются: полнота обследования;
соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с
возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и
простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и
частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая
серия проб может быть использована самостоятельно). Периодичность проведения
диагностики: первичное (на начало года); промежуточное (декабрь-январь), итоговое
(конец года). Методики Т. А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня
развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени
успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации
отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых
ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения
более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения
методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 3 уровня
успешности: средний – 90% -70%; ниже среднего – 70% - 50%; низкий – 49,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль,
отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты
речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.
Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в котором
прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке
эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию
образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются
наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные,
что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план
работы с каждым ребенком. При проведении мониторинга сформированности навыка
письма решаются следующие задачи: - выяснение степени овладения грамотой с учетом
этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности); - выявление
особенностей продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из
учащихся, корректировка характера логопедического воздействия. Исследование
письменной речи обучающихся осуществляется на основе рекомендаций Т. А.
Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого учебного года проводится
обследование навыков списывания, письма по слуху. При анализе допущенных ошибок
используется бальная система, предложенная авторами. Исследование навыка чтения
обучающихся осуществляется так же на основе рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В.
Ахутиной. Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать
ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть. При анализе
допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами.
Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики
вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыка чтения.

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
5 класс
№
1,2
3

4
5

6

7
8
9
10
11
12

13

14
15
16

17
18
19
20
21
22

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Обследование
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные
звуки
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные
гласные в корне слова.
Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звук
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях
(на конце и в середине слова)
Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости
согласных двумя способами: гласными второго ряда и
мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный
твѐрдый
знак.
Дифференциация
разделительного мягкого и твѐрдого знаков.
Двойные согласные.

2
1

Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова.
Слова с приставками, противоположными и близкими по
значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с
помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, оват-, -еват-).
Образование относительных прилагательных
(-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).

1

Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение прилагательных по числам.
Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Род имѐн прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.

1

Согласование прилагательных с существительными в
роде.

1

1
1

1

1
1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1

23
24

25
26
27
28
29
30

31
32
33
34,35

Согласование прилагательных с существительными в
числе.
Изменение по падежам прилагательных с основой на
шипящие
–ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные
члены предложения. Однородные члены предложения.
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Обследование

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
6 класс
№
1,2
3
4

Наименование разделов и тем
Обследование
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки. Согласные звуки.
Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в
корне слова.

5

Кол-во
часов
2
1
1
1

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости
согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким
знаком.
6

7
8

Разделительный мягкий знак
Разделительный
твёрдый
знак.
разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Непроизносимые согласные.

1
Дифференциация

1
1

9

Двойные согласные.

1

10

Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.

1

11

Корень слова. Однокоренные слова.

1

12
13

14
15
16

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова
с приставками, противоположными и близкими по значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с
помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, ян-, -ск-, -енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное

1
1

1
1
1

Изменение существительных по числам.
17

1

18

Изменение прилагательных по числам.
Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)

1

19

Изменение существительных по падежам, в том числе
существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)

1

20

Имя прилагательное

21

22
23
24
25

26
27
28
29
30

31
32
33
34,35

1

1
Имя прилагательное
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие
–ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем
существительным.
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены
предложения. Однородные члены предложения.
Прямая и косвенная речь
Чтение и осмысления рассказа, подробный пересказ
фрагментов.
Работа с деформированным текстом.
Обследование

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
2

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
7 класс
№

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1,2

Обследование

2

3

Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.

1

4

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени.

1

5

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего
времени.

1

6

Правописание гласных в полных и кратких страдательных
причастиях.

1

7

Наречие. Конечные гласные наречий.

1

8

Согласные звуки

1

Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
9

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

1

10

Развитие анализа структуры предложений

1

Причастие как особая форма глагола.
11

Причастный оборот.

1

12

Анализ предложений с причастным оборотом.

1

13

Деепричастие как особая форма глагола.

1

14

Деепричастный оборот.

1

15
16

Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.

1
1

17

Анализ предложений с наречиями.

1

18

Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (без,
до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).

1

19
20

21

22

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под,
по-за, по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду,
вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение,
в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в
начальной форме, включая предлоги.

1

Конструирование предложений со словами, данными в
начальной форме, включая предлоги.

1

1

1

Распространение предложений.

1

Построение сложносочинённых предложений с союзами (и,

1

25

Построение сложноподчинённых предложений с союзами
(чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.

1

26

Развитие анализа структуры текста

1

23
24
а, но).

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
27

Составление текста из деформированных предложений.

1

28

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

1

29

План. Пересказ текста по составленному плану.

1

30

Подробное изложение повествовательных текстов.

1

31

Подробное изложение с творческими дополнениями.

1

32

Сжатое изложение. Выборочное изложение.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Проверка навыков письменной речи.

2

35

Обследование

2

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
8 класс
№

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1,2

Обследование

2

3

Работа над предложением

1

Уточнение представлений о предложении.
4

Типы предложений по цели высказывания.

1

5

Главные и второстепенные члены предложений.

1

6

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

1

7
8
9
10

Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений
(нераспространённых, распространённых, с однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами
Конструирование предложений с обращениями и вводными
словами.

1
1
1
1

Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в

1
1
1

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в

1

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в
падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в
лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений.
Работа над текстом

1

11
12
13
числе.
14
роде.
15
16
17
18
19

1
1
1
1

20

Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.

1

21
22
23

Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.

1
1
1

24

Изложение текста по вопросам и опорным словам.

1

25
26

Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1
1

27

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

28

Текст – повествование. Составление рассказа.

1

29

Текст – описание. Составление рассказа.

1

30

Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.

1

31

Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.

1

32

Замена в тексте лица рассказчика.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

2

35

Обследование

2

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
9 класс
№

1,2
3

Наименование разделов и тем

Обследование.
Работа над предложением

Кол-во часов

2
1

Уточнение представлений о предложении.
4

Типы предложений по цели высказывания.

1

5

Главные и второстепенные члены предложений.

1

6

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

1

7

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

1

8

Конструирование простых предложений
(нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

1

9

Конструирование сложных предложений с сочинительными
союзами.

1

10

Конструирование сложных предложений с подчинительными
союзами.

1

11

Конструирование бессоюзных сложных предложений.

1

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в

1

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в

1

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в
падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в
лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений.
Работа над текстом

1

12
числе.
13
роде.
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26

Повторение изученного. Тема текста, основная мысль,
опорные слова.
Типы текстов.
Структура текста. Понятие о микротеме.
План. Виды плана.
Составление планов разных видов.
Составление плана по данному тексту.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно
составленному плану.
Редактирование изложения.
Типы текста. Сравнительное описание.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

27

Сочинение – сравнительное описание.

1

28

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1

29

Типы текста. Повествование.

1

30

Типы текста. Рассуждение.

1

31

Сочинение – повествование с элементами рассуждения по
циклу сюжетных рисунков.

1

32

Редактирование сочинения.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Обследование

1

5. Организационный раздел.
5.1. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-практическое оборудование: таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями)
Технические средства обучения – компьютер или ноутбук, экранно-звуковые пособия
(презентации, мультфильмы, игры, образовательные интернет-платформы и тп).
-Доска с набором магнитов, компьютерное обеспечение.
5.2. Список использованной литературы
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:
Сфера, 2005..
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда
на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н.
Яковлевой. — СПб.: СПбАППО,2004.
4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
6. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
7. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелѐва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:
«Владос», 1999.
9. М.Ф.Фомичѐва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1989.
10. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.11.Е. Косинова. Пальчиковая
гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
11. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
12. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности
при обучению письму. – Тула, 1997.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
– М., 2007.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
15. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. –
М.,2007.

16. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. –
М.,2007.
17. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. –
Волгоград: «Панорама»,2006.
18. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап:
Пособие для логопеда. – М., 2005.
19. Учебные пособия для работы с детьми: О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
20. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
21. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
22. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс
упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и
коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
23. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для
логопеда. – М., 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».