17.05.2022
Министерством просвещения утверждены новые
федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего
образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС
сохраняет принципы вариативности в
формировании школами основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их
учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе,
а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022
году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для
несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в
силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их
родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные
требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня,
позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем
овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие
учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям
реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает
равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от
места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники
получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить
исследования, используя передовое оборудование.
В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.
30.05.2022
Во первых: Основой
организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным
ФГОС остается системно-деятельностный
подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих
активную деятельность обучающихся на уроках.
Во вторых: В
обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности,
к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы
(обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной
части основных образовательых программ начального общего и основного
общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные
и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули,
обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные.
Так же в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов
учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ
начального и основного общего образования включает
курсы внеурочной деятельности.
В третьих: Структура
требований к результатам реализации основных образовательных программ наального
общего и основного общего образования также остается
неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и
личностным результатам. В обновленном ФГОС остается неизменным
положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения
комплексных образовательных результатов.
В
четвертых: Остались без
изменений обязательные для изучения предметные области учебных планов начального
общего и основного общего образования.