РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы журналистики»
9 класс (60 часов)
Нормативно-правовая основа разработки программы
Настоящая рабочая программа (на уровне основного общего образования) по
учебному предмету «Основы журналистики» составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от
02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 31.03.2015г.);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 № 1577 (п.11.2) «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
4. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Обучение журналистике в основной школе направлено на достижение
следующих целей и задач:
1. В направлении личностного развития:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного
общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
2. В метапредметном направлении:
- совершенствование умений, связанных с поиском, получением, анализом,
обработкой и передачей информации,
- формирование деятельностной потребности в творческой и социальной
активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида
социальной деятельности журналистики;
3. В предметном направлении:
- формирование начальных представлений о том, что такое журналистика как
профессия, приобретение первого опыта работы с информацией на
конкретных примерах из опыта школьной журналистики России, первичные
навыки ориентирования в современном информационном пространстве;
- постижение учащимися происходящих события с точки зрения
нравственно-этических норм, умение делать моральный выбор на основе
социальных и личностных ценностей;
- овладение умениями оценивать информацию с точки зрения ее
достоверности или недостоверности, учить проверять информацию на
достоверность;
- формирование основ медийной грамотности, приобретение навыков
выстраивания виртуальных и реальных коммуникаций;
- формирование первичных навыков работы с публицистическим текстом,
навыков использования изобразительно-выразительных средств русского
языка в соответствии с задачами публицистики, умений формулировать свои
мысли и доносить их до аудитории.
Учебно-методическое обеспечение курса представлено:
- учебным пособием «Журналистика для школьников» (автор Т. В. Ковган),
методическими рекомендациями по проведению учебных занятий, рабочей
программой курса «Журналистики для школьников» и двумя комплектами
дидактических материалов — приложениями к учебному пособию и
методическим рекомендациям.
- учебным пособием «Журналистика для начинающих. 8—9 классы» (автор
Т. В. Ковган);
- комплексом дидактических материалов к каждому учебному занятию
(электронная презентация, материалы и задания для работы учащихся,
образцы журналистских текстов, видеоматериалы – фрагменты новостных
телепрограмм для работы на занятиях, аудиофрагменты радиопередач,
рекомендации по проведению и оцениванию творческих и
практических практических работ, рекомендации по проведению деловых
игр и защите творческих проектов).
Результаты изучения предмета «Основы журналистики» в 9
классе
Личностными результатами выпускников основной школы,
формируемыми
при изучении предмета «Основы журналистики», являются:
- формирование расширенной системы знаний о современном мире;
- понимать значимость образования и самообразования как средств своего
дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в
современном мире;
- умение сознательно планировать свою деятельность, используя навыки
целеполагания, самоанализа и самооценки;
- формирование нравственных критериев выбора в конкретных жизненных
ситуациях, способности понимать происходящие в обществе процессы и
оценивать их с точки зрения этих критериев;
- проявление творческой и социальной активности;
Метапредметными результатами:
Коммуникативные:
- понимать важность оценивания информации с точки зрения ее
достоверности или недостоверности, проверять информацию на
достоверность;
- выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими
людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;
- использовать коммуникативные возможности языка, грамотно
формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа
(соответствующего поставленным задачам коммуникации);
- уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе;
- строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической
речи;
- уметь формулировать собственное мнение и свою позицию;
- уметь проявлять активность для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и
поступки героев;
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
- уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою
позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности;
- уметь определять общую цель и пути ее достижения;
Познавательные:
- создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно
планировать свою учебную деятельность;
- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях как читатель/зритель со сформированными
морально-нравственными ценностями;
- владеть компетентностями в области использования информационнокоммуникационных и мультимедийных технологий, культурой активного
пользования образовательными и творческими ресурсами сети Интернет;
- уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника;
- уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного текста,
выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели;
- уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
- выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных
текстах;
- уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или
прочитанного текста;
Регулятивные:
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, принимать
ответственность за сказанное и написанное, понимать влияние, которое
публичная информация оказывает на человека;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме,
использовать речь для регуляции своих действий;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;
- уметь планировать алгоритм ответа;
- применять метод информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;
Предметными результатами:
- создавать тексты и видеосюжеты публицистической направленности,
ориентированные на читателя и зрителя, и анализировать необходимую
информацию в соответствии с задачами текста;
- выстраивать диалог в рамках делового общения, проводить опросы и
интервью;
- оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике
работы школьного журналиста, с точки зрения нравственности тех или иных
поступков;
- использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний;
- выявлять в публицистических текстах школьников тему и проблему и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных
и письменных высказываниях;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления;
- проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных
отличий публицистического текста от литературно-художественного,
научного и т. п.
Содержание учебного предмета «Основы журналистики»
Курс «Основы журналистики» является вводным, т.е. он не предполагает
получение учащимися исчерпывающей информации во всех областях
журналистики и приобретение конкретного профессионального опыта. Курс
предназначен для того, чтобы дать школьникам представление о том, что
такое журналистика как профессия, показать конкретные приемы работы на
конкретных примерах из разных видов СМИ, научить ориентироваться в
современном информационном пространстве и помочь учащимся
определиться в выборе: является ли журналистика той областью
деятельности, которой они хотели бы заниматься в дальнейшем.
Содержание программы включает в себя 2 модуля:
Модуль № 1. Основные принципы журналистской деятельности;
Модуль № 2. Журналистский текст.
Занятия первого модуля вводные, на них учащиеся получают представление о
том, как складывается рабочий день журналиста, какими качествами должен
обладать человек, работающий в этой профессии, знакомятся с историей
журналистики, приобретают первичные навыки поисковой работы на сайтах
СМИ. На занятиях рассматриваются основные принципы работы с
информацией, обязательной проверкой её на достоверность. Учащиеся
получают первичные знания о публицистических жанрах, исследуют, какими
критериями руководствуется журналист в выборе новостей, а затем создают
небольшой видеосюжет, не требующий сложного монтажа, а также пишут
новости или репортажи.
Занятия второго модуля посвящены информационным жанрам, таким как
короткая информация, интервью. Практическая работа с материалами
интервью в школьной прессе и в школьных видеосюжетах помогает
учащимся выбрать героя для интервью, придумать вопросы и провести
деловую игру «Интервью» непосредственно во время учебного занятия, а
также подготовить интервью к публикации. Также занятия посвящены
проблемно-нравственным темам, на которые школьники часто размышляют в
своих публицистических текстах. В основе таких текстов лежат реальные
жизненные ситуации, произошедшие с учащимися, которые могут помочь им
самим и другим ребятам (читателям) найти выход из непростой жизненной
ситуации, принять верное решение, поверить в себя. Одно из занятий модуля
посвящено теме плагиата и проверке текстов на плагиат. В современных
реалиях, когда у учащихся размывается грань между авторством и
заимствованием из сети Интернет, эта тема принципиально важна для работы
с авторскими текстами. На занятиях учащиеся исследуют опыт
школьной прессы России на конкретных образцах печатных СМИ,
проектируют развлекательные темы и рубрики в школьной газете, читают и
анализируют путевые заметки школьников, знакомятся с книжными блогами,
с блогами о кино и театре, с самим понятием культурная журналистика, то
есть погружаются в определенную культурную среду. Результатом такого
погружения становятся авторские тексты или видео на одну из
предложенных в рамках модуля тем.
В финале учащиеся сознают свой индивидуальный или коллективный
проект, который презентуют школьной общественности.
Модуль № 1. Основные принципы журналистской деятельности (12
часов)
Профессия журналист. История возникновения журналистики
Самоопределение, формулировка индивидуальных ожиданий от курса.
Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и
систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне.
Понятия: прямой эфир, форум, аккредитация журналиста. Практическая
групповая работа с сайтом одного из телеканалов по выбору учащихся.
Групповая и индивидуальная работа по поиску информации в сети Интернет.
История появления журналистики.
Проведение пресс-конференции. Пражурналистские явления.
Происхождение слов «журнал» и «газета». История российской
журналистики. Появление телевидения в России.
Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение.
Журналистика как определенный социальный институт, имеющий в
обществе свои функции и задачи. СМИ. Общественное мнение. Виды СМИ.
Рейтинг СМИ.
Факт и его интерпретация. Источники информации.
Специальный репортаж. Источники информации. Критерии для
дифференцирования объективной и необъективной информации. Факт,
интерпретация факта, источник информации, «позиция ноль». Анализ
информационных телесюжетов. Сопоставление эмоционального и
логического.
Критерии, которыми руководствуется журналист в выборе новостей.
Оперативность, масштаб события, общественная значимость, близость
аудитории, первичность и достоверность информации. Деловая игра «Делаем
новости», поисковая деятельность, обсуждение, моделирование работы
редакции по сбору новостей. Муки первого слова: с чего начать новость?
Почему начало должно быть интересным? Информационный лид. Творческая
работа «Пишем новость».
Поиск новостей. Работа с источниками информации. Проверка
достоверности информации.
Броневая защита. Работа с источниками информации. Самостоятельность в
поиске источника информации и планировании своей деятельности по сбору
информации и подготовке материала.
Жанр репортажа.
Особенности жанра репортажа. Очевидец. Эффект присутствия. Различия
между жанрами репортаж и новость. Работа с материалами молодежной
газеты «Пять углов». Творческая работа по одному из сюжетов киножурнала
«Ералаш».
Трансформация информации.
Особенности информации в эпоху интернет. Информационное сообщество.
Удерживание информации, её анализ и передача. Отслеживание искажения
информации.
Манипуляции информацией.
Качественная журналистика VS желтая пресса. Пресс-конференция.
Проверка информации в сети интернет. Вторжение с Марса.
Инсценировка. Информационные войны как способ манипуляции массовым
сознанием. Газетная «утка», фейковая новость, манипуляции в СМИ.
Видеосюжет. Журналист на задании.
Особенности репортажа на телевидении. Практическая работа с сюжетом
программы «Навигатор» детского телеканала «Карусель». План съемки.
Творческая деловая игра «Снимаем видеорепортаж».
СМИ и закон.
Журналист и закон. Кодекс профессиональной этики российского
журналиста.
Журналист: профессия и призвание. Профессиональная деятельность
журналиста. Понятие этики. Требования закона. Комплексе нормативноправовых актов, регулирующих деятельность СМИ. Правовая информация.
Профессия журналист. Контрольная творческая работа.
Создание журналистского текста. Профессия журналист. Публичные
выступления. Цитаты и примеры из практики журналистской деятельности.
Модуль № 2. Журналистский текст (48 часов)
Особенности журналистского текста. Как удержать читателя.
Составляющие журналистского текста в контексте отношений «журналист –
читатель». Текст, ориентированный на читателя. Редактирование текста.
Особенности журналистского текста в прессе и на телевидении.
Особенности журналистского текста в радиоэфире и в сети интернет.
Редактирование текста. Школа журналистики BBC. Особенности работы с
журналистским текстом в разных видах СМИ. Текст, ориентированный на
читателя и зрителя.
Жанры журналистики.
Построение обобщенных деятельностных схем в области создания
публицистического текста (смысловая цепочка: цель – средства - форма
(жанр) ).
Контекст целеполагания понятий: жанр, репортаж, информация, портретная
зарисовка, интервью, методы сбора информации.
Жанры журналистики: старое и новое.
Жанровая структура журналистики как динамическое явление, которое
постоянно находится в состоянии изменения и развития. Аналитическая
деятельность по сопоставлению логических понятий (определений) и
конкретных практических реалий, соответствующих данному определению.
Жанр, комментарий, журналистское расследование, интервью, прессконференция, брифинг, ток-шоу, телемост.
Блиц-опрос.
Блицопрос как разновидность жанра интервью. Способы оформления и
подачи опроса. Видеоопрос, классический опрос, инфографика. Работа с
материалами сайта ВЦИОМ и материалами школьных СМИ. Разработка
темы собственного блицопроса.
Интервью.
Жанр интервью. Критерии выбора собеседника для интервью. Практическая
работа с материалами интервью в школьной прессе и в школьных
видеосюжетах.
Подготовка вопросов для интервью. Деловая игра «Интервью» с
приглашенными собеседниками. Анализ сделанных видеозаписей по итогам
деловой игры.
Основные правила литературной обработки интервью, подготовка интервью
к печати. Презентация итоговых работ по теме интервью. «Правила хорошего
интервью» — творческая работа в группах.
Журналистика новостей. Жесткая новость.
Структура жесткой новости. Необходимость в каждой конкретной ситуации
актуализации тех или иных структурных элементов. Способность
«расшифровывать» информационное послание, получаемое из средств
массовой информации. Жесткая новость, структура жесткой новости,
перевернутая пирамида, информационный лид.
Жесткая новость. Творческая работа.
Структура жесткой новости. Необходимость в каждой конкретной ситуации
актуализации тех или иных структурных элементов. Способность
«расшифровывать» информационное послание, получаемое из средств
массовой информации. Жесткая новость, структура жесткой новости,
перевернутая пирамида, информационный лид. Телерепортер. Видеосюжет.
Мягкая новость.
Алгоритм построения мягкой новости. Мягкая новость и мягкое
информирование.
Плагиат.
Что означает слово плагиат. Можно ли считать плагиатом текст, который
скопирован не полностью, а частично? Является ли плагиатом текст, в
котором ученик переделал некоторые предложения и заменил часть слов?
Проверка текстов на плагиат. Недопустимость плагиата в авторских текстах.
Работа с авторскими текстами школьников.
Заголовок в публицистическом тексте.
Создание заголовка в соответствии с особенностями разных видов СМИ.
Жесткий новостной заголовок, креативный заголовок, заголовочный
комплекс.
Классная история.
Ситуация, произошедшая в школе, на уроке в классе как тема для детской
журналистской публикации. Критерии, по которым журналист определяет,
подходит или не подходит история для публикации. Анализ
публицистических работ школьников.
Во дворе, на улице, в городе. Бытовая зарисовка.
Бытовая зарисовка. Ситуация, увиденная на улице, в общественном
транспорте, в любых общественных местах как тема для размышления и для
журналистского текста. Анализ публицистических работ школьников.
«Герой нашего времени».
Поиск положительных героев, которые могут стать героями детских
публикаций.
Анализ публицистических работ школьников.
Юмористические рубрики в СМИ.
Развлекательные темы и рубрики в школьной газете. Анализ материалов
школьных изданий, проектирование тем и рубрик.
Личная история.
Личная история как тема и повод для публицистического выступления.
Анализ публицистических работ школьников.
Путевые заметки.
Особенности жанра путевых заметок. Анализ публицистических работ
школьников, написанных в жанре путевых заметок.
Книжный блог.
Что такое книжный блог, о чем пишут книжные блогеры. Работа с
материалами Инстаграм, просмотр и анализ видеосюжета книжного блога на
YouTube.
Культурная журналистика.
Журналисты и блогеры о театре, кино и других культурных событиях.
Знакомство с ресурсом Яндекс. Дзен. Работа с материалами
информационных сайтов и сайтов театров.
Репортажная фотография.
Особенности репортажной фотографии. Трудности и сложности
репортажной фотосъемки. Удачный кадр. Работа с материалами школьной
прессы.
Практическая работа с фотоматериалами. Особенности репортажной
фотосъемки.
Подготовка фотоколлажа. Творческий практикум.
Делаем новость. Контрольная творческая работа.
Создание журналистского текста с использованием изученных алгоритмов
действия.
Презентация творческого проекта.
Публичное выступление, ведение диалога с аудиторией.
Конкурс «Лучший журналист».
Публичное выступление, презентация своих знаний, умений и навыков.
__
№
п\п
1
2
Тема занятия
Основные принципы журналистской деятельности
(11 часов)
Профессия журналист. История возникновения
журналистики.
Роль журналистики в обществе. Журналистика и
Количеств
о часов на
изучение
темы
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
общественное мнение
Факт и его интерпретация. Источники информации.
Критерии, которыми руководствуется журналист в
выборе
новостей
Поиск новостей. Работа с источниками информации.
Проверка достоверности информации
Жанр репортажа
Трансформация информации
Манипуляции информацией
Видеосюжет. Журналист на задании
СМИ и закон
Из истории детской прессы. Знакомство с
современными детскими и подростковыми СМИ
Профессия журналист. Контрольная творческая работа
Журналистский текст (48 часов)
Особенности журналистского текста. Как удержать
читателя.
Особенности журналистского текста в прессе и на
телевидении
Жанры журналистики
Жанры журналистики: старое и новое
Мастерская жанров. Практическая работа « Чтение
газетных и журнальных статей, определение жанров,
поиск факта»
Заметка. Типы заметок. Краткая заметка
Составление заметок-анонс, заметок-советов
Творческая мастерская «Флороскоп. Путевые заметки»
Заметки-благодарности
Отчет. Язык и стиль отчёта
Практическая работа «Как писать отчет»
Творческая работа в парах «На школьном празднике»
Презентация творческих работ «На школьном
празднике»
Блицопрос как разновидность жанра интервью.
Интервью.
Практическая работа «Чтение и анализ интервью в
газетах и журналах»
Практическая работа «Выбор темы и героя интервью»
Составление вопросника
Практическая работа « Интервью. Жизненные ценности
моего героя».
Журналистика новостей. Жесткая новость.
Жесткая новость. Творческая работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
5859
60
Мягкая новость и мягкое информирование
Плагиат
Заголовок в публицистическом тексте
Классная история
Во дворе, на улице, в городе. Бытовая зарисовка
Творческая работа «История из моего детства»
Презентация творческих работ «История из моего
детства»
Юмористические рубрики в СМИ
Личная история как тема и повод для
публицистического
выступления
Путевые заметки.
Творческая работа в форме путевых заметок
«Путешествие по улицам Екатеринбурга».
Анализ публицистических работ, написанных в жанре
путевых заметок
Книжный блог.
Культурная журналистика
Репортаж. Что такое репортаж, его признаки.
Виды и типы репортажа.
Практическая работа « Анализ газетных статей»:
определяем вид и тип репортажей».
Практическая работа «Как писать репортаж»
Тема репортажа и кто может стать его героем.
Практическая работа « Герои моих репортажей»
Репортажная фотография
Опрос. Пресс – релиз
Делаем новость. Контрольная творческая работа
Конкурс «Лучший журналист».
Презентация творческого проекта
Итоговое занятие. Итоги конкурса «Лучший
журналист».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Литература
1. Актуальность информации. Санкт-Петербургская школа телевидения. –
http://videoforme.ru/wiki/pochemu-informacija-vsegda-dolzhna-byt
2. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений /Авт.: О.И.Лепилкина и др. – М.: ВентанаГраф. – 2006.
3. Галло Кармин. iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива
Джобса. - Манн,
Иванов и Фербер. - 2010 г.
4. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной
продукции.
Учебное пособие. – Москва. – 1997
5. Вардзелашвили Ж. Заголовок в средствах массовой информации как
средство воздействия
на сознание личности. - http://vjanetta.narod.ru/page_7.htm
6. Васильева Л. А.Делаем новости! Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2003.
7. Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестн.
Амур. гос. ун-та. 2010. - № 50. - С. 109-112 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.amursu.ru/attachments/article/9533/N50_20.pdf (29.04.2014).
8. Винская Л. А., Попова Т. А. Утка по-репортерски. – Красноярск:
Творческая компания
«Метранпаж», 2010.
9. Витрук Тамара. 8 приемов удержания внимания читателей. – Студия
Дениса Каплунова. -http://kaplunoff.ru/blog/reklamnye-tekhniki/uderzhanievnimaniya-chitatelej
10. Ворошилов В. В. Журналистика. - Учебник. 2-е издание. - СПб.: Изд-во
Михайлова В.А.,2000
11. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. Феномены, механизмы, защита.
– М.: Че Ро, МГУ,1996.
12. Жанры телевизионной журналистики http://evartist.narod.ru/text6/32.htm#з_11
13. Заголовок: сказать все и – коротко. http://voxfree.narod.ru/journ/journ_051024.html3.
Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж.
Издательство ВГУ, 2003.
14. Как писать лид: один путь из множества. - http://www.journ.ru/node/146
15. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и
создание
медиатекста. – СПб.: Питер. - 2011
16. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.:
Изд-во Моск. ун-та, 2008. - Глава 10. Заголовок, лид, концовка.
17. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М. – 2004.
18. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.:
«Аспект Пресс», 2001.
19. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста / Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
20. Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой
деятельности
журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
21. Мастерство журналиста: поиск и анализ информации. Учебнометодический комплекс для студентов 2 курса факультета филологии и
журналистики / Сост. Зорин К.А., Палиева З.И. – Красноярск: Сибирский
федеральный университет. – 2007.
22. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М. – 2004.
23. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ. - CREDO NEW
теоретический журнал. - http://credonew.ru/content/view/176/25/
24. Подводка к материалу. – Академия БИ-БИ-СИ. Школа журналистики. http://www.bbc.co.uk/academy/russian/howto/writing/article/art20130702112134589
25. Портретная журналистика. Виды и технологии создания образа. http://www.historyjournal.
ru/index.php?request=full&id=67
26. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект Пресс. 2009.
27. Русский язык и культура речи /Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений под редакцией профессора В. И. Максимова. - Москва. –
2001. http://www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm
28. Система средств массовой информации России / Учебное пособие для
вузов
Под ред. Я.Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2001
29. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002.
30. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика.
М., 1993.
31. Шостак М.И. журналист и его произведение. - Ин-т «Открытое
общество». – 1998
32. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Изд. Рип-холдинг.
- 2003.
Другие источники:
1. Аэропорт Симферополя открыл два новых терминала. http://www.pravda.ru/news/districts/south/crimea/09-05-2015/1259456simferopol-0/
2. Баловсяк Надежда. Фейковые новости - феномен современного
медиапространства. http://www.towave.ru/pub/feikovye-novosti-fenomen-sovremennogomediaprostranstva.html
3. Бэрроу Лаура. Как писать тексты для радио. – Школа журналистики BBС /
Русская служба BBC. http://www.bbc.co.uk/russian/radio/2010/02/100224_cojo_radio_copywriting.shtm
l
4. Большое лунное надувательство. - Википедия.
5. «В центре событий» с Анной Прохоровой от 13.04.2015. – официальный
сайт ТВ «Центр» http://www.tvc.ru/channel/brand/id/18/show/episodes/episode_id/39016
6. Вефинг Генрих. Талантливый мистер Блэр. – «Frankfurter Allgemeine». 12.05.2003 г /
Перевод: «Inopressa.Ru». - http://www.compromat.ru/page_13091.htm
7. Иваницкий Антон. История одного надувательства. - «Газета», 15.05.2003.
8. Журналист или журналюга? – портал для журналистов «Живое слово». http://zhivoeslovo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3975&Itemi
d=1
9. Лебедь Роман. Одесса, 2 мая: точка невозврата. – Русская служба BBC. –
29 апреля 2015. http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/04/150429_odessa_second_may_
anniversary
10. Лиддл Роб. Как писать для веб-сайта. - Школа журналистики BBС /
Русская служба BBC. http://www.bbc.co.uk/russian/radio/2010/04/100418_cojo_web_writing.shtml
11. Кадры века. - «Эксперт online». – 28 октября 2013 г. http://expert.ru/2013/10/28/kadryiveka/
media/214329
12. Как писать для радио. - Школа журналистики BBС / Русская служба BBC.
http://www.bbc.co.uk/russian/specials/1036_Cojo_Russian/page11.shtml
13. Ленин – гриб. Полная версия телепередачи. –
http://www.youtube.com/watch?v=NI_CSKSshWg
14. Ломтев Александр. Очерк на славу. - http://www.gazeta-sarov.ru
15. Лоссан Алексей, «Weeeeeeeeeeee или нашествие зомби: зачем врут
журналисты». https://slon.ru/posts/50477
16. Общественная коллегия по жалобам на прессу. http://www.presscouncil.ru/
17. «Ожог» /Авторская программа Аркадия Мамонтова на телеканале
«Россия 1». http://russia.tv/video/show/brand_id/9361/episode_id/1194051/video_id/1167442.
18. «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы». - 02 мая 2015, 21:07. http://echo.msk.ru/programs/personalno/1540160-echo/
19. Радиостанция «Маяк» / Официальный сайт радиостанции. http://radiomayak.ru/
20. Россия – конфликты в СМИ (Нарушение прав журналистов и СМИ в
Российской
Федерации. - http://mediaconflictsinrussia.org/
21. Танькова Ярослава. Передача, оскорбившая смертельно больных детей,
закрыта! –
«Комсомольская правда». – 22 октября 2012 г. http://www.kp.ru/daily/25970/2907381/
22. Урожай спагетти: история знаменитого розыгрыша. – Официальный сайт
русской службы телеканала BBC. –
http://www.bbc.co.uk/russian/multimedia/2014/04/140401_spaghetti_bbc
23. Центр защиты прав СМИ. - http://www.mmdc.ru/
24. Язык интернета. - Школа журналистики BBС / Русская служба BBC. http://www.bbc.co.uk/russian/specials/1036_Cojo_Russian/page9.shtml
Законы РФ:
1. Консультант Плюс / Официальный сайт компании. http://www.consultant.ru/
2. Закон РФ «О средствах массовой информации»
3. Конституция РФ
4. Уголовный кодекс РФ.